Любое белое в тюркской культуре – священно, особенно это касается пищи: молока и молочных продуктов. Отсюда, первым и главным пожеланием в Наурыз у казахов является – Ақ мол болсын! (пусть белого будет много). В качестве белого в казахской культуре воспринимались разные напитки, производные молока – кумыс (кобылье молоко), шубат (вербльюжее молоко), айран (кисломолочный продукт). Молочная пища была весьма разнообразной.
По традиционным тюркским поверьям молоко нельзя проливать на землю, но им было принято окроплять изготовленную вещь, например, войлочные ковры. Башкиры молоко и молочные продукты считали оберегами, а в монгольской культуре они служили в качестве даров приношения духам-хозяевам местности, духам предков и т.д. В разряд священных напитков, в первую очередь, входит кумыс. В эпосах ему придавалась способность наделять человека сверхсилой, а купание в нем продлевало красоту степных красавиц. Первая дойка и процесс производства кумыса в казахской культуре отмечен триадой весенних обрядов: «бие байлау», «қымық мұрындық» и «айғыр қосу». Эти обряды имеют выраженный ритуальный характер и их отдельные компоненты отражают действия, связанные с поверьями о злых и добрых духах, с культом предков и культом коня (одного из проявлений древнего всеобщего культа плодородия).
Особым почитанием у всех народов мира, включая казахов, пользовалось грудное молоко, оно наделялось магическими, сакральными свойствами. Поэтому в свадебных дарах со стороны жениха включался и ценный подарок — «ана сүтінің ақысы» (плата за молоко матери). К традиционно белому «ақ» относится ритуальное блюдо — наурыз көже, которое готовилось в дни празднования священного праздника. В состав этого блюда обязательно входят семь (семь культовое число) ингредиентов – вода, соль, пшеничная мука, молочка (айран или молоко), құрт (сухой кисломолочный продукт), злаки и мясо конины (қазы). Эти семь составляющих блюда 7 символизируют благополучие, изобилие на весь будущий год.