Ет и связанные с ним культурные элементы

 

 

Предпочтение мясу как главной пище казахов выражается в блюде – «ет», которое включает в себя гармоничную последовательность элементов, соблюдаемую и в наши дни: чаепитие (шәй ішу), подача головы и мяса (бас тарту және ет тарту), благословление (бата сұрау), раздача мяса по рангу (сыбаға), раздача мяса головы по рангу (басты бөлшектеп тарату), нарезание мяса (етті жапырақтау), трапеза (ас жеу), угощать собственноручно (асату), подача сорпы — бульона (сорпа тарату), разрешение убрать со стола (ас қайтару), благословление (дастраханға бата беру), чаепитие (шәй ішу). Последовательность этого уникального комплекса, охватывающего многие сферы традиционной жизни казахов выражена в емкой народной пословице – екі шәй — бір ет (два чая вокруг одного мяса).
 

Первая в цепочке — чай (чайная церемония), который появившись в позднее время стал неотъемлемой частью культуры казахов. Приглашение на чай стало означать желание пообщаться или выразить свое сочувствие, например, «көңіл шәй», на который принято приглашать тех, кто недавно потерял близкого. У казахского чаепития существуют свои особенности – его подают в кесе (традиционная посуда), наполняя исключительно наполовину. Наполненная до краев пиала считается неуважением.
Бас тарту – один из символически значимых элементов церемонии трапезы. Обычно это вареная баранья голова, которую подавали уважаемому аксакалу – старцу, который благословляет совместную трапезу. При исключительно женских трапезах – «құрсақ той» (праздник по случаю беременности) голову подавали старшей женщине. Голова не подавалась человеку, у которого жив отец, данное считалось плохим предзнаменованием. Подношение головы животного связано с символическим значением ее как сакрального верха.
 

Угощая частями мяса головы барана, аксакал обязательно соблюдал ритуал раздачи. Например, язык подавался детям с напутствием «быть бойким на язык», таңдай (нёбо) отдавали младшей дочери или певцу, төс (грудинка) подавалась зятю, а если его нет – отдавали дочерям или снохам, ухо отдается самому младшему в доме. Считалось, что если юноша обглодает кость чисто, то у него будет красивая жена. Лучевую кость (кәрі жілік) никогда не подавали девушке, так как, по поверью, она может остаться в девах. Интересные сведения по ритуалу раздачи мяса встречаются у кыргызов: подача головы пожелание того, чтобы был на голову выше всех; тазовая кость вместе с частью курдюка к благополучию и к благоденствию; ребра с пашиной к сближению, миру, к единству; бедренная кость готовности к жизненной ситуации, к здоровью; поясничные позвонки к стойкости разным испытаниям; печень к братству; лопатка к гладкости и удачливости [3, с. 37].

Угощать собственноручно (асату) является знаком особого уважения. Хозяин обходил дорогих гостей и собственноручно вкладывал каждому в рот по кусочку қазы или мяса, сопровождая процесс добрыми пожеланиями. Таким образом, всего лишь одна традиционная трапеза «ет» представляет собой целый комплекс знаковых систем, который с позиции невербальной семиотики. Ученый А.Ш. Жилкубаев, исследуя вторичную номинацию и семантическую трансформацию слов в казахской культуре, отмечал следующие символические комплексы: құйрық-бауыр – первое значение этнографизма ‒ «блюдо, состоящее из курдючного сала и печени», дополнительное значение – «знак сватовства»; өлі-тірі – первое значение «баран, привозимый со стороны жениха», дополнительное значение – «обязательное условие сватовства», знак почитания умерших; асықты жілік – мясо, «берцовая кость», дополнительное значение – «обязательное условие при усыновлении» [5, с. 113].

.