Культ собаки существует практически во всех культурах мира. Собака – сакральное животное в казахской культуре и одно из семи сокровищ/богатств (жеты казына) кочевника-казаха.
Евразийской ойкумене издревле свойственно представление о собаке в двух ипостасях: первопредок/прародитель и посредник/проводник душ умерших в иной мир (особенно детей). Выделяются несколько значений этого животного: персонификация духа, демиург, работник и сторож, душа-собака и др. В мифопоэтической картине мира казахов собака является свидетельницей и защитницей на Высшем суде, поэтому ей отведена определенная роль в обрядах и ритуалах. Посреднические функции собаки между миром живых и миром мертвых находят отражение в родильной обрядности. Первую одежду человека у казахов называют «иткөйлек» — «собачья рубашка», что восходит к древнейшему и утраченному культу собаки: младенец до 40 дней считается «принадлежащим потустороннему миру».
Собака фигурирует и в таком древнем обычае как «ит ырылдатар» (букв. «заставляющий рычать собаку») — кормление бездетной женщиной собаки и т.д. В старину было популярно и гадание на собачий лай.
Культ собаки в казахской традиционной культуре прошел сложные трансформации, начиная от периода архаики. Он «читается» в разрезе различных генеалогических мифов, разрозненных мотивов-представлений и цепочки специфических обрядов, и ритуалов.
Узор «ит куйрык» представляет собой утолщенный вариант S – образной фигуры или изображается в виде геометрической фигуры, напоминающей крючок. Его использование в декоре традиционных казахских изделий восходит к ассоциативному ряду символики собаки. Имеется версия, что этот узор означает надежность, к примеру этот орнамент наносился на седло.