Серьги – одни из разнообразных по форме украшений женщин во всех культурах мира. Их форма менялась с изменением статуса женщины. У казашек самые первые серьги были в виде простых колец, на выданье они приобретали более богатую и усложненную форму. Серьги женщин детородного возраста отличались богатством орнаментики и декорирования (увеличение фертильности), к преклонному возрасту становились односложными. Высокий статус серег подчеркивал обряд прокалывания ушей. У казахов бытует выражение: «құлақ тесу — қыздың сүндеті» (смысловой перевод: прокалывание ушей у девочки, равно обрезанию мальчиков), символизирующее обряд инициации. Вдевая серьги, обычно приговаривали: «құлағың ауырмасын, жаманшылық естімей, бетің ажарлы болсын» (Пусть твои уши не болят, не услышат плохой вести, лико твое будет прекрасно). В тюркской культуре девушек на выданье называли «сырғалы», что означает «носящая серьги». Обычно девушки носили серьги с небесной (солнце, луна, звезды и т.д.) и растительной символикой (семена, лепестки). Их семантика опирается на поверья об очистительных свойствах светил неба, а растительный декор – древнейший символ плодородия. По форме серег можно было узнать свободна девушка или замужем. Молодые женщины носили висящие серьги с какой-либо деталью на конце, что символизировало зародыш, ребенка. З. Наурзбаева со ссылкой на А. Кажгали улы пишет: «Болтающаяся на мочке уха сережка – не что иное как повисший на тонкой нити пуповины драгоценный плод…», а «снимание цепочки, соединяющей серьги, «открывает» уши вышедшей замуж женщины, возможность деторождения» [8, с.144].
Возрастные женщины носили серьги лунообразной формы – «ай сырға», форма полумесяца которых символизировала непрерывность жизни. После 40 лет носить много украшений не полагалось.
Статус серег запечатлен в тюркском фольклоре. В эпосе часто фигурируют сюжеты с превращением подруги героя в серьги или кольцо, чтобы он мог взять ее с собой. Здесь серьги выступают символическим заменителем хозяйки.
Серьги несут разнообразные функции: защитную и охранную, множительную и репродуктивную, благопожелательную. Серьги были магическим предметом, охраняющим ухо (один из каналов входа-выхода) жизненной силы – құт, а как показали исследования З. Наурзбаевой [8], маркируют важный «канал» деторождения. Аналогичное можно наблюдать у якутов — ухо считается сакральной частью тела, с помощью которого люди общаются с богами. Через ухо в душу женщины могут войти злые духи. Серьги в некоторых случаях не снимались с покойниц: считалось, что в ухо может заползти змея. На поминальных памятниках Западного Казахстана встречаются изображения женских ювелирных украшений, которые можно воспринимать символический оберег хозяйки в «ином» мире.
В традиционной культуре тюрков серьги могли носить и мужчины. Обычно они носили одну серьгу в левом ухе как амулет или оберег, в некоторых случаях и особый знак воинского статуса.