«Түйе табан»/ верблюжий след, «Өркеш»/ горб, «Ботамойын»/ буквально «шея верблюжонка», «Ботакөз»/ глаз верблюжонка

 

Образ верблюда, став одним из повсеместно распространенных символов архаичной традиции народов Центральной Азии, емко отражает картину мира, зоомифологию и космос древних номадов. В разные исторические периоды верблюд воплощает в себе различные ипостаси: царскую/ханскую власть — первородный самец — единство всех животных тенгрианского календаря, ездовое животное Пророка, жреца, суфия — верховное животное, которое приносится в жертву во имя сотворения Мира — проводник человека в мир предков. В любом его образе воплощались космогонические представления о единстве Природы и Человека казахов.

 

Так и узоры, связанные с темой верблюда, символизируют космическую ипостась, богатство, несут идеи жизнеутверждающего начала, выносливости, стойкости, мощи, упорства и труда. Существует версия, что орнамент «түйе табан» означает дальнюю дорогу и его наносили на вьючное седло и другие изделия, необходимые каравану для дальних странствий.

 

Не менее популярен и узор «өркеш» — художественно-визуальная проекция горба верблюда. В своем естестве верблюжий горб – хранилище запасов пищи, что нашло отражение в его художественном осмыслении и применении в декоре.У казахов часто встречаются орнаменты, навеянные образом верблюжонка: «ботамойын», «ботакөз» и др. Первый визуально напоминает лежащего верблюжонка с повернутой шеей, а второй представляет собой ромб, внутри которого изображен кружок в виде зрачка. Тонкие волнистые линии в композиции текстильных изделий принято называть  «бота тірсек» (нога верблюжонка). Эти узоры изначально имели ритуальное значение и активно использовались в традиционном декоре.

 

 

.

.