Түймелер / Пуговицы

 

 

Пуговицы во всех культурах имели ряд функций: утилитарная (пуговица как застежка), декоративно-эстетическая (пуговица как украшение), магическая (пуговица как оберег или талисман), семиотическая или информативная (пуговица как опознавательный знак) [7]. Разумеется, что эти функции для носителя культуры были едины. В некоторых моделях казахских пуговиц (и даже объемных кольцах) полость была пустая, куда мастер обычно помещал кусочек металла или маленькие бусинки, которые при движении издавали звон. Такой звон/звук по предоставлениям древних кочевников — связующее звено между небесной и земной сферами (точно также, как и звон шолпы). Они служили и своеобразными оберегами.
 

В казахской культуре пуговицы называют «түйме», но также у казахов так называют и змею. По мнению А.Т. Оналбаевой и др., вследствие запрета на произнесение «жылан» (змея) «получила завуалированное название – түйме. Таким образом, жылан и түйме формально стали синонимами» [10, с. 169]. Другим видом пуговицы-броши, бытовавшим в тюркской культуре, является изделие – «тана».  Чаще всего «тана» представляет собой бляху в форме круга небольшого диаметра (1,5 – 3 см). У народов Алтая круглое украшение с аналогичным названием, изготовленное из кости, рога, перламутра или фаянса с отверстием в центре в день свадьбы привязывали к накосному украшению, впоследствии его молодые женщины носили просто на косе. У казахов существовала традиция «тана тағу»: их пришивали к одежде, головным уборам, к лентам для кос и др. Казахи бляху со вставкой камня в середине называют «көз тана», с позолотой – «алтын тана», с ложной зернью – «сіркелі тана». Само же название украшения восходит к значению «большие с поволокой глаза». До сих пор в народной среде бытует выражение «көзі танадай екен» (красивые большие глаза).

.