Ветер

 

В символических представлениях древних культур ветер — проявление сверхъестественного и его наделяли различными функциями. В некоторых культурах его отожествляли с божествами, к примеру, в античной Греции северный ветер Борей изображался ногами из тел змей, а иногда их изображали крылатыми. Древние китайцы почитали ветер (фэн) как бога-птицу, а своеобразную «науку» гармонизации окружающего пространства они называют «фэн-шуй» (ветер-вода). У некоторых тюркских народов, например, карачаев и балкарцев существовало поверье о божествах, где Отцом Ветров считался Желле-Атасы Горий, а матерью – Жел-Анасы Химикки. У казахов Сырдарьинской долины существовали поверья о хозяине ветра, повелителем которого считался Жаланаш-ата (буквально «голый»). Некоторые специалисты, ссылаясь на китайские источники, отмечают о наличии у древних тюрков храма Ветра, который назывался «Разгоняющий тучи».

 

Понимание ветра как сакральной силы в тюркской культуре имело как минимум два значения: источник человеческого духа и первопричина многих бед, болезней, т.е.   как отрицательное, так и положительное явление. В казахской народной сказке «Жарты-Тостик» происхождение ветра связывается со взмахами крыльев священной птицы Самрук, гнездившейся на Мировом Древе – Байтерек. Реконструкцию древнетюркского йел (жел) С. Кондыбай [11] связывает с аруаками (духами предков), где производное от жел – «желеу» (елеу) возводится к их функциональным обязанностям – желеп-жебеп жүру (охранять, заботится). Исследователь также отмечает, что слово «жел» имеет и негативный смысловой оттенок, связанный с демоническими существами: «шайтан», «джин-пери».

 

Ш.К. Ахметова отмечает, что «среди сибирских казахов до сих пор бытует поверье о дорогах шайтана — пыльных вихревых бурях или просто сильных ветрах, приносящих человеку болезни. О заболевших в подобных случаях говорят «жын жолына тускен» — попал на дорогу шайтана, злого духа» [1, с. 195]. Ветер – йел и в мифологии у хакасов представлен демоническим существом, злым духом.

Древние тюрки считали, что ветер напрямую связан с самим Тенгри и причисляли его к божеству второго ранга. Сведения о божественном происхождении ветра с ссылкой на манихейский текст «Кефалайа» встречаются у Ю.А. Зуева: пять стихий-воинов (тюрк. oylan) Света (бог легкого ветра tintura tengri, бог ветра живого jel tengri, бог света живого jarug tengri, бог воды suv tengri, бог огня ot tengri) под предводительством светоносного Первочеловека вступили в битву со стихиями-антиподобиями [8, с. 140]. Божественная ипостась ветра, бытующая в представлениях тюрков, проявляет себя, к примеру, в традиционной культуре азербайджанцев в образе мифического старца Йел Баба (Дед Ветер) или Йел Деде (Отец Ветер).

 

У казахов насчитывается более семидесяти названий ветра, семантика которых разнообразна и варьируется от выражения наслаждения до страдания. К первым относится виды легких летних ветров – самал (легкий горный ветерок), ыстық жел (горячий летний ветер) и др., наиболее коварным считался ветер по названию «қара қаншық» — «черная сука, черная волчица». Под ним, по мнению известного культуролога З. Наурзбаевой [14] казахи подразумевали знойный летний ветер, сжигающий травы и посевы, ветер, обрекающий скот и людей на голод. Предвестником зимы, холодов и тяжёлых времен считался осенний ветер «қара бас жел» («черноголовый ветер»). Холодный апрельский ветер, который обычно дует в конце месяца казахи называют «тобылғы жарған» (букв. «расколовший таволгу»). Именно в эти дни проявляется первая зелень в степи и начинается благодатное время.

 

Символика ветра у тюркских народов проецировалась на характеристику людей и животных: эпитетами награждались как правило быстрые скакуны. Ветер олицетворял мужское начало, космическую стихию и духовную сущность.

 

.