«Құсмұрын» /  птичий клюв, «Құсқанат» / птичье крыло, «Құсмойын» / птичья шея, «Кұстаңдай» / птичье небо, «Қаз мойын» / гусиная, лебединая шея

 

 

В орнаментальном искусстве казахов «птичья» тема занимает большое место: «құсмұрын», «құсқанат», «құсмойын» и др. Птица для многих народов мира – небожительница, представитель Верхнего мира. В тюркской мифопоэтике птица символизирует собой свободу, счастье и олицетворяет силы добра. Выделяется целый пантеон излюбленных образов: водоплавающие (лебедь, утка и др.), охотничье-промысловые птицы (беркут, орел и т.д.), певчие (жаворонок, соловей и др.). В особом ряду стоит мифическая птица «самрук» — созидательница, птица нового творения мира, птица Мирового древа, древнейший космогонический образ птицы-демиурга, популярный символ древнеиранской и древнетюркской мифопоэтики.

 

 
В основном птицы связаны с женским началом, воплощают космический дух, часто выступают в роли демиурга. Прослеживается связь с представлениями о душе в виде птицы, которое характерно для культур Египта, Двуречья, Греции, Китая и Сибири, в Южной Америке и др. Казахский фольклор также богат свидетельствами о душе-птице (обычно обращены к акынам, певцам). Широко распространены представления о птицах как о первопредках, тотемах племени, рода. Значительна роль птиц в ритуалах и обрядах.

 

 

 

 

 


Сам узор и его производные в казахской культуре считаются мощным оберегами. В традиционной культуре перстень с названием «құсмұрын» носился только в девичестве, а перья филина (үкі) нашивались на головные уборы девушек, детей, салов-серы и служили в качестве амулетов, навешиваемых на домбру, колыбель и т.д.

 
Орнаментом «құстаңдай» исключительно декорировали одежду ораторов (шешен, би) и акынов, что символизировало голосистость.

 
В тюркской культуре гуси и лебеди часто отождествлялись, символизируя верность, преданность и любовь. Орнамент «қаз мойын» представляет собой горизонтально оформленную S – образную фигуру, им декорировались сундуки, предназначенные для приданого невесты. Лебеди, как и все водоплавающие в тюркской мифологии, относились одновременно к двум мирам: Верхнему и Нижнему. Во многих мифах древнетюркская богиня Умай предстает в виде образа девушки-лебедя. Лебедь могла быть тотемом шамана-баксы и сал-серы.

 

.