«Бөрi кұлақ»/  волчьи уши

 

Волк/волчица и изображение частей их тела в виде разнообразных узоров, амулетов и фетишей – популярно в тюркской культуре. В народном сознании мир людей и мир волков существуют взаимосвязанно, что демонстрируется в мифологических сюжетах о кровном или молочном родстве людей и волков.
 
В западной культурной традиции волк/ волчица символизирует разрушение и демоническое начало. Вместе, с тем у некоторых народов бог войны является «волчьим» богом (Марс, Один и др.).
 
В центрально-азиатской номадической традиции волчица и волк — прародители и защитники. По народным воззрениям, волк — злейший враг нечистой силы, злых духов. Поэтому волчьи клыки, части шкуры, кости и т.д. использовались в качестве оберегов для детей и взрослых, а также применялись в народной медицине.
 
Образ волка представлен в различных играх, а также в обрядах и ритуалах. Например, больного ребенка протаскивали под шкурой волка или под его пастью. Практически до этнографической современности у казахов сохранился обычай вывешивать шкуру волка (снятую чулком) на самое видное место в доме (обычно на настенном ковре). У некоторых тюркских народов в генеалогических преданиях волк неразрывно связан с солярным культом. Считается, что сакрализация образа волчицы произошла гораздо раньше волка, где первая была связана с материнским культом и культом земли. А образ волка-самца укрепился в мифопоэтике тюркских народов с усилением роли мужчин в кочевом обществе. Использование орнамента с «волчьей» тематикой в той или иной композиции, вероятнее всего, означало передачу мощи и силы животного и, одновременно выполняло функцию охранительной магии.  В основном этот мотив характерен для ювелирного искусства и тиснения по коже.

.