Белый

 

 

Во всех культурах мира белый цвет почитается с давних времен, считается сакральным и символизирует божественное начало, святость, чистоту, мудрость. Его поэтично называют «мать-цвет», от которого происходят все остальные. В Древнем Египте он ассоциировался с возрождением и погребальным культом, а в Древнем Риме считался статусным: в одежды этого цвета одевались лишь аристократы и представители высшей власти.
 

У тюрко-монгольских народов с белым цветом связаны всевозможные верования, запреты, народные приметы и суеверия. Прежде всего, это относится к молоку и молочным продуктам, называемых «ақ» (ақ ас/белая еда). Молоко/кумыс участник обрядовых действий на Наурыз – «ақ көбейсін!» или «ақ мол болсын!», а также им окропляли вещи/предметы: знамя, новый ковер и т.д.
Особое отношение к белому проявляется в ритуальной сфере: на белом войлоке поднимали избранного хана, на него же во время свадебной обрядности сажали новобрачных и т.д. Животные белых/светлых мастей были предпочтительными в качестве жертвенных (и противоположного – черного), а в ранг неприкосновенно священных возводились птицы белого окраса – лебедь, жаворонок и др.
 

У казахов белый цвет символизирует чистоту, непорочность, справедливость, а также высокое социальное положение.  Например, ақ көңіл (светлая душа), ақ жүрек (доброе сердце), ақ ниет (добрые пожелания) и др. В некоторых случаях белый выступает как символ святости, почета и признания: ақ түйенің қарны жарылу (благая весть), ақ тілеу (чистые пожелания); символ святости: ананың ақ сүті (материнское молоко), ақ сақал (старейшина, аксакал), ақ жаулық (мать) и др.
Принадлежность к аристократическому роду: ақ сүйек (аристократ, белая кость), ақ орда (ханская орда), ақ үй (дом правителя) и др.
 

В значении «красивый/прекрасный»: ақ тамақ (нежная шея), аққу мойын (лебединая белая шея) и др.
В прикладном искусстве сундук, украшенный серебряными или металлическими пластинами, называли «ақ сандық» (белый сундук).
 

С белым у казахов связаны некоторые обычаи:
ақ құю – выманивание из дома вползшей змеи;
ақ белбеу – траурный пояс из белой ткани, который носят мужчины – родственники усопшего;
ақ байлау (ақтық) – традиция завязывания полосок белой ткани на деревьях, растущих в святых местах или подношение куска полотнища ткани белого цвета на мазарах,
«ақ таяққа суйену» — использование белого посоха в похоронно-поминальной обрядности и др.
 

Слово «ақ» у тюркских народов соотносилось с западом, с западной стороной света, а также со значением «проточный, быстротекущий». Синонимом ақ в казахском языке является «цветовое» понятие «боз» (серый, белесый). В народном понимании любая светлая поверхность считается белой. Образ белых (серых) коней и кобыл популярен не только в тюркских мифах и в фольклоре, но и в целом мировой культуре.
 

Немаловажное значение в казахской культуре имеют сочетания белого с другими цветами. Например, бело-красное оформление тканных лент баскуров считалось магическим и означало «величественную жизненную силу». Белый цвет в сочетании с разными цветами выполнял магическую функцию оберега, что нашло отражение в женском головном уборе кимешек. Причем, для молодых женщин на белом фоне вышивались более яркие сочетания красного, зеленого и др. цветов. Для декора кимешек старших женщин использовалось сочетание белого с пастельными, более мягкими тонами. Яркий декор символизировал молодость, плодородие и т.д., а спокойный — увядание, некую смиренность с неизбежной старостью.
 

Не менее популярно у народов Центральной Азии было сочетание бело-голубого, которое отразилось в архитектуре (сочетание используется на облицовочных плитах) и гончарном производстве. Например, блюдо, имеющее бело-голубой колорит, называлось «той леген/ляган», которое специально заказывалось у мастеров на традиционные семейные торжества (свадьба, обрезание и т.д.).

.