Кәрі жілік

 

Казахи лучевую кость овцы называют кәрі жілік (дословно «старая кость»). Она обладала высоким семиотическим статусом в обереговой функции. Согласно традиционным представлениям, кәрі жілік, защищает семейное изобилие, богатство и благосостояние – “отбасының берекесі, мал-жаны мен дəулетінің, барлық игілігінің қорғаушысы”, почитается как апотропей (қасиетті) [13, с. 116]. Кыргызы так же почитают эту кость: ее хранят дома или вешают над входной дверью. С.М. Абрамзон [1] на материале полевых исследований приводит сведения о кәрі жілік как защитнике табуна коней и скота. Также кость, по представлениям кыргызов, охраняла мужчину в пути. У казахов, по сведениям ученых [13], она в качестве оберега вывешивалась на новопостроенной кузнице, что подчеркивает мужскую ипостась кәрі жілік. Кость не давалась собакам. Представление о кәрі жілік как охраннике стада бытовало у бурят и монголов:  «лучевая кость считалась хранительницей лошадей и седла, она «ограждала» от нападения волков табун, от падежа скота, ее привязывали по обеим сторонам двери. Если лучевая кость находилась в юрте у табунщика, он, будучи даже один, чувствовал себя в безопасности, ибо эту кость боятся и волки, и воры [16, с. 100]. В номадической традиции Евразии лучевая кость барана — кәрі жілік обладает ярко выраженной мужской символикой и несет в себе мужские функции – защитник, спаситель, охранник и т.д.

.