Очаг/ Котел/ Қазан

 

 

Ошақ (Очаг) – семантический центр жилого пространства, символ благополучия семьи. Здесь готовилась пища, приносится жертва священному Огню — хозяину очага (обряд «отқа май құю», включенный в свадебный цикл казахов). Впервые вступившая в дом жениха невеста наливала растопленный жир в огонь очага, а присуствующие женщины приговарили: «От-ана, Май-ана, жарылқа» — «Мать-огонь, мать-Умай, благослови». Почитание очага восходит к обожествлению огня, следы которого проявляются и во многих других элементах культуры казахов (например, не наступать на золу).
 

Символическая связь очага с Жизнью подчеркивает и тот факт, что при оплакивании покойного, женщины вставали спиной к очагу лицом к решеткам юрты, тем самым прикрывая сакральный центр от Смерти, энергии потустороннего. Самые страшные проклятия заключены в словах: «Ошақта отын сөнсін» («пусть погаснет огонь в твоем очаге»).
 

С очагом семантически связан и котел, который в тюркской культуре является значимым символом. Сакрализация котла – общемировой феномен. С ним связаны идеи изобилия (сосуд жизни), он считается неиссякаемым источником жизни, обновления, возрождения и олицетворяет собой трансформирующую силу.
 

Мифоритуальный статус котла прослеживается в сакской культуре, где он считался божественным атрибутом. Анализ многочисленных археологических материалов показал, что металлический котел является «символом представителей высокого социального ранга», «признаком кормильца и главы рода, племени», «символом власти» [2, с.115]. Так, туркестанский «Тайқазан», изготовленный по народному поверью из сплава семи благородных металлов, почитаем по сей день как сакральный символ благополучия.
 

В повседневности казахи запрещают переворачивать казан (вверх дном). Такое действие оценивалось как негативное и означало конец жизни, гибель (иссяк источник жизни).  Казан как священный атрибут – символ достатка, поэтому он никогда не должен быть пустым. В нем всегда оставляли на донышке хотя бы ложку масла, что символизировало сытость в семье согласно пожеланиям дому: «Қазан-ошағынаң құт кетпесін!» (Да не переведется пища в этом доме, да не покинет счастье ваш дом!) [6, с.25]. Казан передавался по наследству исключительно по мужской линии, а если случалось его одалживать, то не должны были возвращать пустым или привязывали к ушку белую ткань (ақтық байлау) — белая ткань оберегает достаток дома.

.