Жесты табу

 

Казахские жесты табу связаны с целым комплексом традиционных представлений. Запрещается держать руки на боках («белді таянбайды»), который, как правило, употребляется во время исполнения «жоқтау» — песне-причитании на похоронах. Поясница (бел) в этом жесте связана с ее значением как сакральной части тела: смерть ломает целостность человека. В традиционной культуре отводилось поясу, его декору особое значение. В казахской традиции практикуется в ритуале похорон обвязывать поясницу белой материей близкими усопшему людьми мужского пола.

 
Среди жестов-табу выступает «таяққа сүйенуге болмайды» (нельзя опираться на шест, прут, палку,). Палка/посох использовалась в похоронно-поминальной обрядности казахов. Мужчины опираются на него, когда умирает близкий человек, соответственно, этот жест в повседневности обретает значение негативной приметы. В похоронно-поминальной обрядности опора (палка), символизирует модель мирового древа, символ мужской силы, обретает знак опоры, восстанавливающий разорванную смертью связь Неба и земли.

 
Женский жест-табу для действия в обыденности – «не распускай волосы» (шашыңды жайма), «не рви волосы на голове» (шашыңды жұлма) —   приметы с негативной коннотацией. Эти жесты использовались исключительно в похоронно-поминальной обрядности. Обычай оплакивания покойного с такими жестами-действиями (рвать волосы, обрезать косы, царапать тело, лицо и пр.) довольно распространенная практика у тюрко-монгольских народов, которую можно рассматривать в двух аспектах.  Первый, это представление о сакральной силе волос. Второй — трансформация древнейшего ритуала погребения жен вместе с мужьями. Со временем «умерщвление жены на могиле мужа, возникший из стремления удовлетворить инстинкт прокреации, перешел в пожертвование женой части своего существа вместо целого» [4]. Здесь волосы выступают символическим «заменителем» самой женщины.

 
Ряд табуированных жестов связан с порогом и дверным косяком: «босагага суйенбе» — не опирайся на косяк двери, стоять у входа — «босагада турма», садиться на порог – «табалдырықта отырма». Все они связаны с сакрализацией этих элементов жилого пространства и их исключительной ролью в культуре. Значение босаға как «несущего» элемента конструкции двери подчеркивается таким казахским благопожеланием как «шаңырақ биік, босаға берік болсын!» что в смысловом переводе означает пожелания высокого шаңырақа и крепкого остова. Порог — символическая граница между домом и внешним миром, непроходимое препятствие для нечистой силы, символическое пограничье, направленное к Нижнему миру. Это не только граница между миром живых и миром мертвых, но и место обитания душ предков, охраняющих жилище, в представлении древних тюрков.

 
Ш.Ж. Тохтабаева отмечает, что в казахской культуре

 
запрещалось скрещивать ноги, пальцы, сплетать руки на груди, завязывать концы головного платка впереди. Всё это могло по аналогии «закрыть» жизненный путь и собственное будущее [10, с.45].

.