Основной набор композиции құрақ базируется на наборе геометрических элементов: треугольнике, квадрате, ромбе, прямоугольнике и т.д., а комбинация этих элементов создавала смысл, зашифрованный код. С одной стороны, это самые популярные мотивы традиционного искусства, а с другой их элементов легко создавать любой геометрический узор. Они имеют параллели в целом ряде этнокультур Центральной Азии.
Технически основой для составления узоров лоскутных изделий служит основной модуль – квадрат или прямоугольник. Он может состоять из разных по размеру маленьких фрагментов ткани: квадратов, прямоугольников, треугольников и т.д. Самые простые соединения лоскутков при различном цвете ткани дают множество вариантов орнаментов, которые в традиционной культуре имеют собственные названия и выражают различные смыслы.
Мотив треугольника вершиной вверх (обычно «тау» — гора) или их череда, называемых түйе өркеш (горб верблюда) по представлениям казахов символизирует достаток, прибавление в семье и стаде. Как известно, гора в тюркской мифологии символ духовного Пути, восхождения духа, тогда как цепочка из них таких фигур может означать еще и защиту. Сама по себе фигура означает божественный знак, олицетворение устремленности ввысь, и символ жизни. По смыслу близок к Мировой горе, объединяющей все три мира – небесный, земной и подземный.
Другой элемент, часто встречаемый в құрақ – это шаршы (квадрат), который в лоскутной технике встречается в различных комбинациях. Самая популярная – маленький квадрат, поставленный в центр контрастного по цвету большого квадрата у таджиков называется чашмаки гов (глаз кровы/вола), а у кыргызов и казахов – бота көз (глаз верблюжонка). По мнению специалистов, это один из наиболее старых и наиболее распространенных элементов лоскутного орнамента – как территориально, так и по своему применению в самых разнообразных вещах. Особенно часто он встречается на детских вещах, подушках, одеялах, свадебных занавесках. Другим вариантом лоскутного орнамента бота көз является ромб в квадрате. Отсюда он осмысливается как магический узор, олицетворяющий плодородие, детородные функции и защиту.
В больших вещах он комбинируется с различными фигурами. В целом, шаршы в тюркской культуре — символ устойчивости, который связывается с четырьмя сторонами света, соответствует стихии земли и является знаком материального мира. Построение орнаментального мотива из цепочки контрастных по цвету квадратов, на наш взгляд является визуальной метафорой жизни или художественным приемом, позволяющим выразить удвоенную и даже утроенную силу того или иного знака/символа.
Сочетание квадрата и треугольников, образующих звездообразную фигуру казахи называют жулдыз. Другой наиболее популярный мотив лоскутного шитья – ромб. В соединении двух треугольников основаниями некоторые исследователи видят союз противоположностей – мужского и женского, небесного и земного, символизирующего объединение двух миров, начало новой жизни. Ковер с ромбическим орнаментом считается символом тюркской богини Умай.
В казахском құрақ часто используется мотив үш қөз (три глаза). Мотив из трех ромбов – классический прием в декоративно-прикладном искусстве многих народов Евразии, символизирующий древо жизни. В целом ритмическое повторение одно и тоже элемента можно рассматривать как способ усиления основной идеи, демонстрирует особую силу композиции. Цепочку из четырех ромбов казахи называют төрт түлігі сай, на наш взгляд метафорически отражает выражение төрт түлік – мал.
Это народное понимание священности четырех видов домашнего скота: верблюдов, лошадей, коров и овец-коз. Они, являясь главным источником жизнеобеспечения служили и своеобразными зоомаркерами сакрального мира, ведь в понимании казахов: ешкі — сайтаннаң (коза – из дьявола); қой — оттан (баран — из огня); түйе — сордан (верблюд — из земли); жылқы — желден (конь — из ветра); сиыр — судан (корова — из воды). В таком виде кочевники представляли четыре природные стихии: огонь, воздух, землю и воду, такой мотив в құрақ часто использовался в декоре наволочек для подушек.
В целом, орнаментальная композиция құрақ, его изящество зависли от уровня мастерства, но всех ее технический нюансах сохранилось понимание лоскутного изделия как отражения Вселенной, семейного оберега, его присутствие в составе приданного осмысливается как своеобразный талисман молодой, только созданной семье.
Однозначно, что в традиционной культуре произведения искусства, а құрақ таковым и является, были тесно связаны с магией и ритуалом (свадебным, похоронным, практикой почитания священных мест и т.д.), а многократно повторяющиеся одни и те же визуальные метафоры отражают устойчивые формулы описания определенных сюжетов и представлений о Мире, которые имели большую прагматическую ценность.
Композиция лоскутного изделия имеет прямую зависимость от его предназначения. Для напольных одеял – көрпе она представляет собой замкнутую композицию, которая заключается в кайму – қоршау. При этом, орнамент мог быть как крупномасштабный, состоящий из крупных блоков, так из мелких, составленный из тонких полосок, называемых ши құрақ. Именно последний вид считается вершиной мастерства умелицы.
Более сложные композиции представляли собой прямоугольное поле, разбитое на квадраты, каждый из которых заполнялся различными узорами. Для изделий меньшего размера, к примеру, құрақ төсеніш для стульев, использовали композиции шаршы.
Прямоугольные композиции были нескольких видов:
– сеточные, где узор равномерно заполняет фон поля,
– медальонные — с крупными фигурами вдоль поля или одним медальоном (центрический принцип построения, что характерно чаще для изделий квадратной формы,
– трехчастные с тремя крупными медальонами вдоль всего поля.
Сегодня этот вид традиционного искусства в Казахстане переживает целый бум. В стране активно работает Ассоциация лоскутного шитья, которая объединяет огромное количество мастериц, а возглавляет эту организацию Дана Ашимова. Ремесленницы предлагают огромный ассортимент изделий, выполненных в технике кұрақ и мало того открываются целые школы лоскутного шитья. Это прежде всего, деятельность известной мастерицы — Гульмиры Уалихан. Она открыла социальную студию по құрақ. Как говорит сама рукодельница, техника құрақ – это сакральный вид рукоделия, который впитывает в себя энергию и несет людям только положительное – тепло, удачу, счастье.
По словам мастерицы, в каждом орнаменте құрақ содержится глубокий смысл. Например, узор кустумсык – символизирует связь между матерью и вышедшей замуж дочерью. На покрывале для новорожденного мальчика зашифрована тема доблести и силы. В изделиях для новобрачных обязательно применяются орнаменты, обозначающие женское начало, для плодовитости молодой семьи.
Среди народных мастериц известна талдыкорганская умелица – Бота Нурабаева, которая смогла превратить свое хобби в небольшой бизнес и наладить производство құрақ көрпе разных форматов и размеров. Мастерица считает, что құрақ көрпе в старину обязательно было элементом приданного казахской невесты, а их смысл заключался в благопожеланиях: Құдай құрастырсын. Это означало, чтобы молодожены были неразлучны, близки, всегда находились вместе, как эти лоскуты этого одеяла.
Активно лоскутным шитьем занимается и мастерица из города Саркан Назгуль Батырхан. Она участвовала межрегиональном форуме деловых женщин «Женские инициативы в устойчивом развитии региона», где стала победительницей организованного в рамках форума конкурса Құрак көрпе. Огромный вклад в развитие традиционного казахского лоскутного шитья в Атырауской области вносит известная мастерица региона – Калампыр Кулмуратова. Мастерица на систематической основе проводит мастер-классы и передает свои знания молодым. Одной из продолжательниц древних традиций лоскутного шиться является жительница села Отар Улжан Досалиева.
В ряду известных мастериц и Жулдыз Уалиева из Усть-Каменогорска, ее работы, выполненные в технике құрак неизменно пользуются спросом. Благодаря, таким мастерицам казахская традиционная техника құрақ активно развивается и продолжает радовать.