Художественная обработка кожи и меха

Художественная обработка кожи и меха

Обработка кожи и меха – древнейшее ремесло человечества. У многих народов мира существуют различные техники обработки кожи и шкур животных, из которых изготавливается одежда, обувь, посуда и другие предметы. Такое положение дел в старину было и у казахов-скотоводов. Большой объем исходного сырья (от охоты и скотоводства) таким образом предопределил бурное развитие кожевенного ремесла и обработки шкур и меха. Обработка кожи, включающая ее окрашивание, тиснение, узорное шитье по коже называется у казахов — тері өндеу, которое смело можно назвать одним из древнейших видов традиционного ремесла. 

Самые ранние археологические находки, демонстрирующие навыки обработки шкуры и меха на территории страны, а именно в ряде районов Южного и Центрального Казахстана относятся к палеолиту. Судя, по археологическим останкам основными промысловыми животными являлись сайга, кулан, кабан и другие. 

 

Древние для разделки туш и обработки шкур животных использовали ножи, скребки и скребла. Найденные костяные иголки говорят о том, что уже в ту древнюю эпоху человек обладал навыками шитья. Постепенный рост объема охоты и количества домашних животных послужил поводом для совершенствования подобных умений у древних скотоводов. Примечательно, что с некоторых животных и, даже волка шкуры снимались целиком (чулком). Этот способ особо широко практиковался до этнографической современности, ведь практически в каждом доме на видном месте висел такой охотничий трофей. Этот подарок считался одним из ценных в казахской культуре. 

 

Из меха шились разнообразные изделия, прежде всего головные уборы. 

 

Специалисты отмечают, что в старину по головному убору (в данном случае меховому) определялся жуз и род владельца. Меховой головной убор называется тымақ/малақай, его считали священнной реликвией – он не подлежал обмену, его нельзя было крутить, перешагивать, кидать, бросать и т.д. 

 

Особой популярностью пользовалась верхняя одежда, сшитая из шкур жеребят. Она имела несколько вариантов: жарғақ шили из шкуры жеребят недельного возраста, а құлын жарғақ считался самым дорогим видом одежды. Бытовали и шубы из жеребячьей шкуры черного цвета, называемые қара құлын жарғақ. Материал изготовления – шкуры жеребят был ценным материалом, славящийся эластичностью и прочностью. 

 

В ходу были и шубы из меха енота, которые назывались жанат тон. Особо ценились шубы из черно-бурой лисицы (қара түлкі тон) и одежда из шкуры верблюжонка — бота тон. Нередки были и шубы из козьих шкур — қылқа жарғақ. Для изготовления такой шубы вышипывались длинные волоски и оставлялся только подшерсток, что придавло изделию особую мягкость и нежность. Козьий пух ценился за свою теплопроводность и долговечность. В целом, меху и шкурам казахи приписывали целебные свойства. 

 

Кроме, енота и бобра кочевники использовали и другие виды пушных зверей – волков, лис и др. Из них шились тулупы мехом наружу — каптама и камзолша. Шкуры домашних животных также обрабатывались и из них изготовлялись самые разнообразные изделия. Популярностью пользовались шкуры молодняка, из которого изготавливалась верхняя одежда для детей и женщин. Даже каждый вид шкуры в зависимости от возраста животного имела свои названия, к примеру, шкура новорожденного ягненка – елтірі (мерлушка), двух-трехмесячного ягненка — дәлекі (выпоротки), шестилетки — сеңсең (поярок). 

 

Мастера из разной кожи изготавливали обувь, посуду, конскую сбрую, ремни и многие другие изделия. Чаще всего использовали верблюжью, конскую или бычью кожу. Процесс подготовки материала – шкуры был очень длительным и включал в себя выдерживание ее в специальном растворе с кислым молоком. Из конской шкуры изготавливали разнообразные сосуды, этим занимались специальные мастера – коптильщики. 

 

Одним из популярных технических приемов казахских кожевенников – тиснение. Этот прием использовался для декора посуды и других изделий из кожи. В наборе кожаной посуды значатся ведро көнек, предназначенное для дойки кобылиц. Для напитков кумыс и шубат мастера изготавливали такую посуду как торсык, который обычно брали в путь. Его ажурный декор отличался особым изяществом. 

 

Другой вид кожаной посуды – саба (бурдюк), которая изготавливалась из лошадиной шкуры (кожи). Саба в объеме доходила и до 100 литров. Еще одним видом кожаной посуды являлся мес. Его изготавливали из цельной козлиной шкуры и использовали для хранения и перевозки жидкой пищи – кумыса, шубата, айрана. Как правило, процесс изготовления такой своеобразной посуды подразумевал под собой сложный технологический процесс, состоящий из нескольких этапов. 

 

Мастеров по изготовлению обуви называли – етікші. Едва ли не самой популярной была такая обувь как мягкие сапоги – мәсі, поверх которых надевались специальные калоши — кебіс. Сапоги украшались аппликацией из цветной окрашенной кожи и вышивкой. К сожалению, современных мастеров этой области нами не обнаружено. 

 

Другим важным видом казахских ремесел, сопряжённым с обработкой кожи, является традиция изготовления конской упряжи — ер-тұрман. Традиционные казахские седла принято делить на пять основных типов: восточный или найманский, центрально и североказахстанский, западный, семиреченский и сырдарьинский. При декорировании изделий мастера применяли технику черни, инкрустации, ажурной филиграни, гравировки и чеканки, штамповки и литья. Кроме своего прямого назначения, конская амуниция была обязательным элементом приданного казахской невесты. Этнографами зафиксировано множество случаев, где элементы конского снаряжения седло, уздечка и другие элементы сбруи применяются в различных обычаях, обрядах и лечебной практике. 

 

Традиция изготовления конской упряжи живет и сегодня. Но, уже не тех масштабах, кои были раньше. 

 

Среди них можно назвать Ергазы Исатаева, Даулета Шокпарова, Еркосая Абилова, Айдоса Садыкова, Ержигита Токтарова, Далабая Оспанова и многих других. Многие из мастеров потомственные и ведут отчет своего мастерства в нескольких поколениях. 

Уникальным народным мастером по изготовлению казахских седел можно назвать Рахымбергена Мырзахметова из Шиелийского района Кызылординской области. Мастер владеет технологией изготовления различных региональных седел. 

К примеру, составное седло – құранды ер чаще всего встречается Кызылординской, Туркестанской, Карагандинской областях, а также в южных районах Акмолинской, Костанайской и Алматинской областей. Такое седло мастер собирает 18-20 деревянных деталей. Чаще всего мастер использует тополь, джиду, тальник.

 

Как показали полевые исследования, в настоящее время кожевенное ремесло в Казахстане находится под высокой угрозой утраты жизнеспособности, так как обнаружено в обследованных регионах лишь фрагментарно. 

В основном мастера используют готовую выделанную кожу, из которой изготавливают различные изделия — посуду, камчу и сувенирные изделия. Снижение потребности населения в изделиях из кожи имеет как естественные причины, некогда связанные с изменением уклада жизни и вытеснением их из обихода продукцией промышленного производства, так и отсутствием сегодня мастеров, владеющих древними технологиями выделки сырой кожи. 

На настоящий момент практически все шкуры домашних животных выбрасываются или отдаются за бесценок, то есть в стране практически отсутствуют предприятия по переработке шкур домашних животных. 

По нашим полевым исследованиям, традиционная выделка кожи из шкур домашних животных по старинной казахской технологии зафиксирована лишь у единичных мастеров (в основном из числа кандасов). Считаем ситуацию с этим видом ремесла угрожающей.  

Не менее древним является и искусство обработки меха. Казахи, как и другие народы шкуры животных в основном использовали для пошива одежды, а из кожи изготавливали обувь, посуду, конскую амуницию, сундуки и т. п. 

Мастер из Актобе – Еркосай Абилов уникален в своем многогранном мастерстве. Он в совершенстве владеет технологиями технологией изготовления уже забывающегося элемента нематериального культурного наследия как «бес-кару» (пять видов казахского оружия), а также казахских седел и другого снаряжения.

Подробнее об авторе и его работы

В особом ряду творчество жезказганского художника-ювелира и кузнеца Ергазы Исатаева, он является членом Союза художников РК, участник и призер различных международных и республиканских выставок и конкурсов. Работая с металлом, мастер из технологических приемов  предпочитает старинную насечку. Специальным молотком на металле оставляется след. Это будущий орнамент, а затем в штрихи гравированного узора забивается тонкая серебряная проволока.

Подробнее об авторе и его работы

Изделия павлодарского мастера Ержигита Токтарова известны не только в Казахстане, но и далеко за пределами страны. Особое предпочтение мастер отдает процессу изготовления седел. Из разных видов казахских седел он вывел свой собственный и оригинальный “микс”, который высоко ценится у любителей искусства и коллекционеров.

Подробнее об авторе и его работы

Нурлан Джакибаев — член Союза ремесленников РК, обладатель медали Ы. Алтынсарина, педагог-новатор, который прививает исконно казахское ремесло выделки кожи своим ученикам. Мастер владеет традиционной технологией выделки и окраски кожи, используя степной лишайник – тна.

Подробнее об авторе и его работы
.