Традиционная казахская вышивка

Традиционная казахская вышивка

Яркими декоративными качествами, видовым и технологическим разнообразием выделяется традиционная казахская вышивка – кесте. Специалисты считают, что семантика слова «кесте» восходит к древнеиранскому кеште, кашьта (буквально – «нарисованное»). 

 

Глубокий знаток традиционного казахского искусства, современный ученый Т.Ж. Тохтабаева отмечает о региональных особенностях вышивки, а именно мастерицы семейского и талдыкурганского регионов предпочитали вышивать на темном фоне, в то время как в южных областях предпочитают более яркий фон. Вместе с тем, орнаментальный строй вышивки Западного Казахстана отличается преимущественно геометрическими мотивами.
 
Мастерицы преимущественно для работы используют деревянные пяльцы — у казахских женщин они были чаще всего прямоугольной формы, и крючок без из кости. Сегодня вместо костяного инструмента мастера используют металлический.
 
Традиционные мастерицы владели несколькими техническими приемами вышивания: тамбурный шов – біз кесте, тамбурный шов в сочетании с гладью в прикреп – баспа или бастырма, гладью — шыралжын, петельный верхошов шалма кесте, при котором нить образует зигзагообразное переплетение, что придает ему ажурность. Также вышивка крестом – жөрмеме, которую в основном применяли при декорировании женских головных уборов.
 
В работе вышивальщицы использовали разнообразные нити: шерстяные, шелковые, серебряные и золотые. Вышивка серебром и золотом называется алтындап тігу и зерлеу, которое расценивалось как элитарное искусство. Эта техника применялась для декора парадной одежды, бархатных сапог и туфель, обычно такие вещи изготовлялись для представителей высшей власти. 
 
Ассортимент вышиваемых изделий был достаточно широк. Это, прежде всего настенные ковры — тұскиіз (вышитые ковры из плиса, бархата, шелка и других тканей, с преобладанием в декоре медальонов и растительно-цветочных узоров), полотенца — сулгi или полотенца с двумя вышитыми краями — екi басты сулгi, подзоры покрывал — жапкыш, подушек — жастык, занавеси — перде, детали одежды, платки — орамал и многие другие изделия.
 
Самым ярким образцом мастерства казахских мастериц является настенный ковер тұскиіз, в его основе обычно встречаются круглые зубчатые и фестончатые мотивы, весьма сложных и замысловатых форм, с обилием дополнительных деталей. Очень часто встречается классическая П-образная композиция, в которой преобладают солярные круги с вихревыми розетками, свастикой, разнообразными растительными мотивами. 
 
В орнаментальных мотивах вышитых ковров используются центрическая розетка, бутоны, крупные медальоны, цветы, гирлянды и т. д. Другими словами, в орнаменте вышитых ковров преобладают растительные, зооморфные, геометрические, и космогонические мотивы, или их комбинация, то есть предметы и явления окружающего мира, соединенные иногда с магическими обрядовыми знаками. 

 

Анализируя, некоторые образцы вышитых тұскиіз искусствовед Ж.Д. Жукенова отмечает их особый строй, образность и силу эмоционального воздействия. Обычно орнамент вышитого тускииза имеет крупные ясные очертания, который наносится на хлопчатобумажную или шелковую ткань, или бархат. Применялся тамбурный шов біз кесте для четкого обозначения контуров рисунка, а внутреннюю поверхность вышивали гладью. На дорогих изделиях применялась и вышивка золотыми нитями. 

 

По традиции тускииз было принято оставлять незаконченным как знак преемственности искусства, его передачи от матери к дочери. Орнаментальная композиция выражала идеи продолжения жизни, рода, семьи, благоденствия, пожелания счастья и изобилия, что вполне объяснялось функциональным назначением изделий. 
 
Богато украшалась вышивкой и одежда. Из женской одежды – это детали платья (рукава, подол, нагрудная часть, ворот), камзолы, шапаны, распашные юбки – белдемше, головные уборы саукеле, кимешек, тюбетейки и др. У мужчин богато декорировались вышивкой штаны, шапаны и др. В этом плане музейные фонды страны и ряда зарубежных музеев хранят уникальные образцы казахского вышивального искусства, которые по образному выражению Ш.Ж. Тохтабаевой можно смело отнести к изделиям шедевриального типа. 
 
Буквально несколько лет назад искусство традиционной казахской вышивки считалось утерянным. Однако, активная деятельность одного из сильнейших мастеров своего дела, кандаса и уже знаменитого на весь мир художника Зейнелхана Мухамеджана-улы сделала благородное дело – возрождение казахской традиционной вышивки в самом Казахстане. Имея специальное художественное образование, он увлекся традиционной вышивкой крючком біз кесте, в которой художник нашел еще одну возможность для проявления своего интереса к культурному наследию Казахстана.  

 

Мастер проводит разнообразные тренинги, имеет много учеников. Его супруга Гулжай и дочь Ботагоз также являются признанными мастерицами. Другая, признанная мастерица по вышивке тоже родом из Монголии. Это Асхан Сейлбег, которая не только сама активно занимается этим видом искусства, но и преподает в кружке рукоделия в Мукурской средней школе, что в 20 км от г. Семей. 
 
Среди современных мастериц по біз кесте выделяется творчество Гульназим Омирзак, которая является потомственным мастером. Ее мама Калемхан Рахметбайкызы – мастер народного прикладного искусства. Как признает, сама Гульназим біз кесте – это трудоемкий и сложный процесс, но очень красивый и увлекательный. А художестенным почерком мастерицы является абстракция, в ее вышитых картинах очень часто появляются образы женщин, небо, звезды, космос и другие архетипичные символы и знаки казахской культуры. 

 

Другая, казахстанская мастерица, работающая в технике біз кесте – Айгуль Туралиева. Ее называют уникальным дизайнером, которая создает целые коллекции одежды в национальном стиле с использованием самых разнообразных техник и материалов. На один из конкурсов Айгуль представила практически единственное в своем роде в современной реальности изделие – чапан из натуральной замши, декорированный с помощью традиционной казахской вышивки біз кесте. За это изделие мастерица удостоена номинации «Подлинность» на республиканском конкурсе «Шебер» в 2022 году. 

 

По примеру Зейнелхана Мухамеджана-улы среди мастеров вышивки біз кесте выделяется творчество молодого мастера Азамата Кошетерова, который стал финалистом Х казахстанского юбилейного конкурса ремесленников «Шебер-2018». Его учителем и наставником является известная мастерица Лаура Бердибекова, а творчество Азамата характеризуется насыщенностью образов, глубиной подтекста, лаконичностью и особым колоритом. 

 

В ряду известных мастериц по вышивке біз кесте значится и шымкентская вышивальщица —  Эльмира Шермуханбетова. Она считает, что сейчас в Казахстане бурно развивается вышивальный бизнес. Но, все же ручное вышивание, особенно традиционное – это редкое явление.

 

Огромный вклад в развитие традиционного искусства вышивки вносит замечательный мастер – Тлек Султан. Он лауреат многих конкурсов, включая республиканский конкурс ремесленников «Шебер». Работает мастер в технике біз кесте и на систематической основе обучает всех желающих этому искусству. Продукция мастера отмечена Знаком качества ЮНЕСКО. 

 

Некогда в практически в небытие ушла и традиционная казахская вышивка зерлеу. Сегодня благодаря усилиям талантливых мастеров этот своеобразный национальный бренд становится популярным. Практически единственной предприятием в этой отрасли является мастерская знаменитой художницы Айжан Абдубаит. 

 

Таким образом, в последние годы мастера буквально из пепла мастера возрождают этот уникальный вид искусства, где огромная заслуга принадлежит Зейнелхану Мухамеджану-улы и Союзу ремесленников Казахстана. Но, говорить о каких реально больших масштабах еще рано. 

В этом плане особо привлекает опыт Китая, где в местности Моры (Казахский автономный уезд) создан индустриальный парк, насчитывающий около 6000 вышивальщиц. А деятельность парка – один из источников экономического развития региона. 

 

Из всех видов прикладного творчества вышивание было наиболее доступным способом художественного самовыражения казахской женщины. Индивидуальность творческого процесса, относительная несложность техники исполнения давали широкий простор для фантазии. 

Тлек Султан – известный этнодизайнер, мастер по традиционной казахской вышивке біз кесте, член Союза ремесленников РК. Продукция мастера отмечена Знаком качества ЮНЕСКО. Активный участник международных и республиканских конкурсов.

Подробнее об авторе и его работы

Зейнелхан Мухамеджан-улы – «Хас Шебер», член Союза художников РК, член Союза ремесленников РК. Его творческие работы хранятся в коллекциях Монголии, Казахстана, Кореи, США, Швеции, Израиля, Германии, России, Канады, Японии и ряда других стран. Победитель казахстанского конкурса Шебер-2014. Обладатель Знака качества ЮНЕСКО.

Подробнее об авторе и его работы

Айгуль Туралиева – известная мастерица, победитель конкурса ремесленников «Шебер» в номинации «Подлинность». Создает коллекции одежды в национальном стиле с использованием различных технологий и материалов. 

Подробнее об авторе и его работы
.