Художественная обработка дерева

Художественная обработка дерева

Этот вид ремесла активно развивался на территории Казахстана с древних времен. Мастеров по дереву у казахов называли — ағаш ұста. При этом, деревянный каркас юрты изготавливал отдельный мастер, называемый в народе үйші. Ремесленников, по праву заслуживших авторитет своим мастерством в народе называли қас шебер, а простых — балта шебер (смысловой перевод топорный мастер). Самых искусных мастеров согласно мнению известного казахстанского этнографа Ш.Ж. Тохтабаевой удастаивали эпитета ағаштан түйін түю (из дерева вьют кружева). 

Одним из главных видов продукции мастеров по обработке дерева была казахская юрта, которая состоит из деревянного каркаса и кошомного покрова. Самая большая юрта была десятиканатной, ее называли ханской, а самый распространенный ее вид – шестиканатная. Канат – это сборно-раздвижная решетка, несколько соединенных друг с другом канатов составляют стенку юрты кереге. Уық это купольные жерди, а шанырақ круговое навершие юрты. Мастера изготавливали великолепные двустворчатые двери — есік. Согласно народным приметам, мастер, изготовивший остов юрты, никогда не брался за изготовление двери, иначе его ждала преждевременная смерть.

Однако, весь процесс изготовления изделий из дерева был строго регламентирован определенными обрядами и ритуалами, а само дерево почиталось в качестве сакрального. 

Кроме этого, мастера по дереву изготовляли красивую мебель, украшали ее резьбой, инкрустацией из кости и металла, а также росписью. Уникальные образцы деревянной мебели: кровать тосекагаш, ящики для продуктов кебеже, сундуки для вещей сандык, подставки жукаяк, шесты-вешалки адалбакан хранятся в фондах отечественных и зарубежных музеев, поражая своим изящным декором. 

Каждый из предметов украшался осознанно, магическим узором, который практически всегда означал пожелание изобилия, благоденствия. В принципе, мебель в юрте была наиболее активным эстетическим компонентом интерьера. 

Наиболее изящные образцы орнаментированной и инкрустированной мебели были у зажиточных семей. Подобная мебель была богато украшена плоскорельефной, контурной или трехгранно-выемчатой резьбой. Мастера часто использовали тонировку и покраску дерева для усиления эффекта резного узора, а также применяли пчелиный воск. 

Композиция узоров на деревянных изделиях обычно была нескольких типов. Один тип – центрическое расположение, следующий – осевая композиция с ритмическим чередованием узоров в виде фриза, сетчатая – сплошное покрытие всей поверхности изделия, а также рапортнная композиция с повторяющимися элементами. 

Практически все узоры несли семантическую нагрузку, но среди особого значения придается узору битпес, что в переводе означает бесконечный. Именно, оно отражал идеи бесконечности жизни, вечного движения и взаимосвязи всего в этом мире. 

Двери для юрты изготавливались из досок березы, тополя или карагая (сосны). Конструктивно они могли быть и филенчатыми. Искусство изготовления традиционной мебели и дверей из дерева активно функционировало еще в середине ХХ в. 

Например, в частной коллекции известного ювелира и знатока Сержана Баширова хранятся оригинальные двери юрты и образцы традиционной мебели – кебеже, сандык и др. К сожалению, в данный момент изготовление традиционной мебели практически свелось к нулю. 

Одним из известных современных мастеров Казахстана по дереву является Бахыт Абдикарим. Он создает практически все традиционные изделия из дерева: посуду, сундуки и др. 

 

Однако, современные мастера преимущественно создают дизайнерские предметы интерьера и мебель для этноресторанов и кафе. 

Среди современных компаний стоит отметить кокшетаускую производственную компанию «Блэк», которая занимается производством изделий из дерева в казахском национальном стиле. Это круглый стол на низких ножках, традиционная колыбель – бесік, посуда – разные виды астау, кумысные наборы, сундуки и кебеже, футляры для домбры, настенные панно и многое другое. Продукция пользуется спросом для широкого круга потребителей. Однако, изготовлением аутентичных, исконно традиционных предметов компания не занимается, что в принципе могло быть существенным вкладом в сохранение этого вида нематериального культурного наследия. В этом же ряду можно отметить костанайскую компания КБК, которая занимается изготовлением юрт и дизайнерской мебелью в этностиле. 

 

В зоне риска находится и такой элемент как изготовление остова и дверей юрты. Большую конкуренцию местным мастерам составляют юрты, изготовленные в Китае производство которых основано на металлоконструкции и синтетических утеплителях. Такие юрты для потребителей экономичнее и не нуждаются в особом хранении, в отличие от традиционных жилищ. Думается в этом аспекте, Казахстану уже давно стоит применить опыт Узбекистана и запретить ввоз изделий подобного рода из других стран, включая сувениры.

Практически уникальной в своем роде считается компания (национальный дом) «Nomadiks», которая объединяет уникальных мастеров, умеющих изготавливать комплексный набор от самой юрты до ее внутреннего убранства. Одна мастерская команды находится в Жамбылской области поселок Касык, другая в городе Бишкек (Республика Кыргызстан). 

 

Другим предприятием, которое квалифицируется на изготовлении юрты как в традиционных, так и современных технологиях является костанайское предприятие, возглавляемое Айдаром Бисембаевым. 

 

Среди индивидуальных мастеров, занимающихся изготовлением казахских юрт выделяется деятельность Малика Гусманова. 

 

Несколько лет назад в Восточно-Казахстанской области, в Зыряновске предприниматель Ернар Касымханов открыл мини-цех по производству традиционных казахских юрт. В основе конструкции юрты этого предприятия – береза. Думается, что предпринимателю удастся реализовать все свои планы и предприятие сможет стать ведущим в регионе.  

В последние годы большой популярностью у населения пользуется традиционная деревянная посуда, которую изготавливают многие мастера Казахстана. Но, среди них есть и уникальные мастера. Например, Нурлан Жакыбаев из Актюбинской области уже более 25 лет создает посуду, выполненную традиционным методом.

 

Славится своими изделиями из дерева и мастер из Кордайского района Жамбыльской области Медетбай Омаров. Он производит посуду и музыкальные инструменты. 

Талдыкорганский предприниматель Абзал Бегимбетов наладил работу целого цеха по производству традиционной посуды из дерева, а в качестве закрепления авторских прав на каждую продукцию цеха наносится древний казахский орнамент үкікөз. Таким образом, этот старинный орнамент стал визитной карточкой предприятия. 

Пользуется большим спросом и изделия другого мастера из Буландынского района Кокшетауской области. Ассортимент продукции мастера достаточно широк: специальные блюда под мясо – астау, посуда для изготовления курта, отдельно под молоко, кумыс.

Рассматривая, такое направление как художественная обработка дерева нельзя не упомянуть и о творчестве мастерицы Сауле Мусаевой. Ее работы можно назвать творческой интерпретацией казахских традиций. Мастерица уже более 30 лет создает деревянные куклы, «одетые» в казахский этнографический костюм, соответствующий определенной эпохе и конкретному региону. 

 

 

В ассортимент изделий мастеров по дереву входит и традиционная детская колыбель – бесік. Она является ценной семейной реликвией казахов, передающейся из поколения в поколение. Археологические артефакты свидетельствуют о том, что изготовление и использование такой колыбели практиковалось уже в раннее средневековье. Свидетельство тому, артефакты, найденные при раскопках Отырара (XII–XIV вв.) и Куйрык-тобе (X–XII вв.) в Южном Казахстане.  

С давних пор дизайн бесік практически не изменился. Как раньше, она представляет собой достаточно простую и мобильную конструкцию в виде качалки. Колыбели изготавливают из ивы, березы или других легко гнущихся видов дерева. Главными конструктивными элементами колыбели представляются корпус (с отверстием), округлые планки и дугообразные нижние планки, прикрепленные к обоим спинкам для качания. Спинки колыбели соединены перекладиной, играющей роль ручки. В основании корпуса устроен специальный проем, под которым располагается прикрепляемый горшок, куда отходит моча младенца по костяной трубке шумек

Очень часто спинки и ручка колыбели бесік украшаются резным орнаментом, а иногда у состоятельных людей и инкрустацией камнями, серебром или другими металлами. Отдельного внимания заслуживает текстильное убранство колыбели, а ее гармоничный образ дополняется всевозможными оберегами от злых духов и дурного глаза. Это могут быть перья филина, волчьи когти и т.д. Сама традиция изготовления, а также использования колыбели бесік сопровождается системой обрядов, примет и запретов-табу.

На сегодняшний день можно констатировать, что этот элемент НКН находится в зоне риска. Дело в том, что отечественные рынки буквально перенасыщены колыбелями мастеров из Узбекистана и Кыргызстана. Что безусловно сокращает их производство внутри страны и интерес мастеров к этому виду ремесла. 

Другой и, к счастью активно развивающейся областью художественной обработки дерева является искусство изготовления казахских традиционных музыкальных инструментов из дерева. Это домбыра, кобыз и жетыген. Казахи домбру называют королевой музыкальных инструментов, а часто о ней говорят: «нағыз қазақ казақ емес, нағыз қазақ – домбыра».   

Казахская домбра — любимый и распространенный музыкальный инструмент. На ней играют и дети, и взрослые. 

Легкая, компактная и простая по конструкции она представляет огромные возможности для проявления музыкального гения казахского народа, а также обогащения звуковой палитры композиций. 

Мастера подчеркивают, что разные породы деревьев издают различный звук. Таким образом, в зависимости от сорта древесины и видами струн, деками кожаными или деревянными «складываются» уникальные музыкально-акустические системы со специфическими тембро-звуковыми характеристиками. 

В ряду современных именитых мастеров значатся Жолаушы Турдыгулов, Омар Руханов, Ердос Рахимбеков, Абилкасым Байбуланов, Амангельды Смагулов, Нурбек Оқанов и многие другие.  Мастера, изготавливающие домбры как правило имеют изготавливать и другие музыкальные инструменты из дерева, например, қобыз – сакральный в понимании казахов инструмент. 

 

Этот элемент нематериального культурного наследия находится в активном и действующем состоянии. Однако, следует отметить, что технология изготовления натуральных струн из кишок домашних животных практически исчезла. К сожалению, сейчас мастера не используют эти натуральные струны в виду их сложной технологии изготовления. Материал (кишка) непременно должна быть свежей. Сам процесс очистки кишки очень трудоемкий, который включает в себя приготовление укрепляющего состава из набора трав, обеспечение надлежащей сушки и т.д. Не менее трудоёмким и сложным представляется и процесс изготовления такой струны, который требует высокого мастерства (сложность достижения желаемого диаметра струны). 

 

По этой причине повсеместно с конца ХХ в. используются полимерные струны, которые предназначены для оркестровой музыки. Но, именно натуральные струны демонстрируют аутентичное звучание инструмента в традиционном тембре коныр. Известный казахстанский этномузыковед С.И. Утегалиева называет этот тембр полисемантичным понятием, который концентрирует в себе целую философскую систему. 

 

На данный момент в стране мастеров-изготовителей натуральных струн осталось лишь несколько человек. Это актюбинский мастер Еркосай Абилов, алматинский мастер Жолаушы Турдыгулов и др. 

 

Популярность сегодня набирает и ортеке – традиционное музыкально-кукольное искусство, где используется деревянная фигурка горного козла таутеке, привязанная нитью к пальцу музыканта. От исполнителя-музыканта и мастерства изготовителя зависит насколько ритмична и подвижна будет фигурка козлика в своем танце.

 

 

Потрясающий экземпляр своеобразного степного театра изготовил уже известный в Казахстане и за рубежом мастер по дереву Алмас Мустафа. За свой «Ортеке» он заслуженно награжден Гран-при и Кубком Президента на конкурсе творческой молодежи «Шабыт», а также стал лауреатом конкурса ремесленников «Шебер». 

 

Завершая краткий обзор современного состояния художественной обработки дерева нельзя не отметить и творчество молодого мастера Рафаэля Тулегенова, который владеет традиционным искусством изготовление лука. 

В целом, по отдельным отраслям художественная обработка дерева – живое наследие. Но, искусство изготовления деревянного остова юрты и традиционной мебели требует срочной охраны и нуждается во всесторонней поддержке. 

Вне зависимости от специализации мастеров, они все без исключения разбирались в технологических особенностях различных пород дерева, их свойствах, владели разнообразными способами и приемами обработки древесины.

Нуртай Алибек – мастер по художественной обработке дерева, участник международных и республиканских конкурсов. Квалифицируется на изготовлении предметов быта и декоративных изделий.

Подробнее об авторе и его работы

Нурлан Жакыбаев – мастер по деревообработке, победитель конкурса ремесленников «Шебер» в номинации «Асыл ұстаз». Кроме изготовления посуды из дерева мастер в совершенстве владеет технологиями изготовления изделий из кожи, которые выполняет по старинным образцам.

Подробнее об авторе и его работы

Талгат Жанасылов – известный мастер по художественной обработке дерева, в его мастерской изготавливаются традиционные музыкальные инструменты, казахская колыбель бесік, «өртеке» и предметы утвари из дерева.

Подробнее об авторе и его работы

Жолаушы Турдыгулов – знаменитый мастер-изготовитель традиционных музыкальных инструментов из дерева, неоднократный победитель конкурса ремесленников «Шебер» в номинации «Асыл ұстаз», обладатель гран-при конкурса изготовителей народных музыкальных инструментов «Укiлi домбра». Его музыкальные инструменты пользуются неизменным спросом.

 

Подробнее об авторе и его работы

Бакытжан Дильманов – известный потомственный мастер по художественной обработке дерева и изготовлению музыкальных инструментов, участник международных и республиканских конкурсов. Представитель целой династии мастеров по изготовлению традиционных казахских музыкальных инструментов, основавшие мастерскую «Шертер».

 

Подробнее об авторе и его работы

Алмас Мустафаев – известный мастер-универсал, член Международного Союза художников, член Союза художников РК, член Союза ремесленников РК. Активный участник международных и республиканских выставок и конкурсов.

Подробнее об авторе и его работы

Нарбек Оханов – известный мастер по художественной обработке дерева и изготовлению традиционных казахских музыкальных инструментов, участник международных и республиканских конкурсов. Победитель конкурса «Укили домбра».

Подробнее об авторе и его работы
.