Ювелирное искусство и металлопластика

Ювелирное искусство и металлопластика

Казахское ювелирное искусство – одна из важнейших частей нематериального наследия, которая представляет собой не только древнейшее, но активно функционирующее и развивающееся направление этнической культуры сегодня. Несомненно, ювелирное искусство Казахстана можно отнести к живому наследию, с которым связан целый пласт народных представлений, традиций, обрядов и ритуалов.

Как и раньше, сейчас мастерами производится огромный ассортимент изделий среди, которых первенство принадлежит женским украшениям. Мастера-зергеры в старину создавали металлические детали для декора одежды, фигурные бляшки для мебели, посуды, оружия, конской амуниции, а также столовые приборы и другие изделия.

 

Работая, с металлами, казахские зергеры используют различные полудрагоценные камни: топаз, жемчуг, бриллиант, алмаз, рубин, хрусталь, сердолик, бирюза, перламутр, коралл, которые несут большую семантическую нагрузку. Каждый из камней имеет конкретный смысл, если в одном случае он осмысливается как «дарящий» энергию, то в другом как «оберегающий» от злых сил. В народе вставки из камней называют көз (буквально «глаз»), осмысливаемое в качестве всевидящего, оберегающего

 

В ювелирных изделиях, специалисты отмечают региональную специфику. Различаются изделия Западного Казахстана, Центрального, Северного и Восточного Казахстана, регионы Южного Казахстана, Сырдарьи и Жетысу.

 

В перечисленном ряду особое место занимают изделия Западного Казахстана. Их отличает массивность, крупные пропорции и монументальность художественного образа. Местные мастера владеют изготовлением украшений с низкорельефным тиснением, с накладной филигранью и зернью, с черневым орнаментом. Кроме этого, здесь издревле
распространена техника накладных пластин, которые спаивались в объёмную форму, а полость заполнялась мастикой. Лицевая сторона таких пластин богато декорируется сканью, зернью и камнями.

 

Сегодня возрождением многих технологий и техник изготовления изделий в западноказахстанском стиле занимаются великолепные мастера: Болат Атраубаев, Утепкали Омиров, Сагидулла Оразов, Торемурат Омир, Кайрат Шапабаев, Мухтар Шерниязов и другие. Многие из них представители семейных династий.

 

В то же время нужно отметить, что мастера говорят об некоторых утерянных технологиях. Например, забытой считается технология изготовления қазақ пышағы (буквально «казахский нож»). Некогда такие ножи носили практически все кочевники, которые по технологическим свойствам превосходили даже булатную сталь. Отмечается и об утере некоторых специфических ювелирных техник.

 

Ювелирные изделия мастеров Центрального, Северного и Восточного Казахстана отличают более легкая форма, соразмерность масштабов и цветовая насыщенность. Раньше в этих регионах создавались инкрустационные, ажурные филигранные, черневые украшения, а также изделия в технике гравировки, чеканки, штампованные и литые. Специалисты считают, что художественный металл Южного Казахстана, Сырдарьи и Жетысу отличается синкретическим единством самых разнообразных стилей, сформировавшийся под влиянием культурных веяний Великого Шелкового пути.

 

В целом, ювелирные изделия классифицируются по их расположенности на теле: головные, ушные, височные; нашейные, нагрудные, наплечные; боковые, поясные и украшения для рук. У казахов существует несколько комплексов женских ювелирных украшений. Первый из них включает головные и височные украшения. В комплекс головных украшений входят саукеле (традиционный головной убор невесты), височные украшения шекелік — подвески-обереги, накосные украшения шашбау, шолпы и серьги.

 

Поистине, царским великолепием отличался свадебный наряд казахской невесты, который состоял из гармоничного комплекса: головной убор – саукеле, височные подвески и серьги, ожерелье и нагрудное украшение, браслеты и перстни. Саукеле, семантический статус, воплощая собой трехуровневую модель мира. В его декоре часто варьировался мотив богини Умай в различной степени стилизации, а элементы растительного орнамента и россыпи зерни на украшениях символизировали плодородие. Лучшие образцы казахских саукеле хранятся в лучших музеях мира. Сегодня традицию изготовления казахских некоторые мастера, один из них — известный в Казахстане и за рубежом зергер Сериккали Кокенов.

В прошлом височные украшения шекелік надевали в торжественных случаях. Они крепились за петли головного убора или за волосы у виска. Такие височные украшения были главным образом многочастными, иногда с подвесками на длинных цепочках. Эффектно и нарядно выглядят обсыпанные зернью ажурные и шаровидные шекелік со сложными
подвесками.

 

Накосные украшения шашбау представляют собой богато унизанные украшениями ленты. Концы этого украшения заканчиваются пышными шелковыми кистями, образованными из шнуров, или серебряных подвесок. Они крепятся у основания кос и спускаются по всей длине волос. При декорировании шашбау применялись самые разнообразные ювелирные техники. Их носили исключительно девушки, которые после замужества сменяли шашбау на шолпы.

 

Самым распространенным видом шашбау была своеобразная ажурная подвеска с многочисленными бляшками или монетами, соединенная по вертикали петельно-кольцеобразным способом в один или три ряда. По народным поверьям подобные украшения защищают волосы девушки, в которых заключается ее душа.

 

Серьги — украшение женщины в любом возрасте, которые и сейчас осмысливаются как сильнейшие обереги. У казахов существует множество типов и вариантов традиционных серег. По форме различали следующие виды: серьги в форме месяца — айшықты сырға, в форме луны — ай сырға, в форме амулетов — түмарша сырға, серьги с подвесками — салпыңшақты сырға и қозалы сырға, со вставками из камней — тасты сырға, черненые серьги — қаралы сырға, серьги до плеч – иықты сырға, серьги в виде колокольчиков — қонырау сырға, серьги в куполообразной форме – күмбездi сырға, а также остроконечные серьги — сояу сырға.

 

Прекрасны и разнообразны традиционные наручные украшения. Это перстни жүзік, отличающиеся богатым разнообразием: размерами, декором и смысловым наполнением. Они являлись своеобразными маркерами, показывающими статус женщины или девушки. Например, перстень қүстумсық (птичий клюв) символизировал счастье, свободу, независимость, его носили незамужние девушки, а кольцо невесты — продолжательницы рода называлось отау жүзік и символизировало очаг, дом. Перстни, надеваемые на два пальца, с двумя шинками — кудаги жүзік (перстни свах)
символизировали союз двух семей, родов.

 

Браслеты обычно носили по одному или парно на обеих руках, иногда казашки на одну руку надевали по два браслета. Они были сплошными и составными. Одни могли быть составными из 2-3 частей, соединенные шарнирным способом — топсалы білезік или при помощи створок — қакпақ білезік. Существовали и просто литые браслеты. При их декорировании использовались вставки из камней, накладная скань, зернь, сквозная резьба или рельефная чеканка.

 

Следующий комплекс казахских ювелирных изделий составляют нагрудные украшения. Прежде всего, здесь необходимо отметить өңіржиек, входящий в комплекс праздничных украшений, который был и остается привилегией молодых женщин. Этот тип украшений характерен исключительно Западному Казахстану.

 

Конструкция изделия вертикальная, состоящая из крупных прямоугольных или трапециевидных пластин, декорированных зернью, накладкой, сканью, орнаментальными лентами.

 

Өңіржиек чаще всего декорировали орнаментом в виде ромба, символом плодородия и жизненного блага. Сейчас эти украшения очень популярных среди девушек и молодых женщин.

 

Одним из распространенных видов нагрудных украшений являются изделия типа түмарша или бойтумар. Они представляют собой серебряные футляры треугольной, прямоугольной и трубчатой формы с полой внутренностью. Между собой детали изделия скреплялись, а внутрь этих украшений вкладывали записки с цитатами из Корана. Главной функцией таких украшений была защита от сглаза. Их поверхность богато украшалась гравировкой, чернением, позолотой, к нижнему краю крепились подвески из кораллов, перламутра, металлические пластинки.

 

Отдельный комплекс составляют металлические украшения, призванные декорировать элементы традиционного казахского костюма. Это объемные и плоские застежки для камзола, – қаптырма и пуговицы – түйме. Қаптырма обычно состоят из двух одинаковых по форме частей, соединяющихся при помощи двух типов замков: крючок с петлей или замочек-затвор. Пуговицы бывают самой разнообразной формы.

 

Накладными металлическими украшениями, обычно бляхами богато декорировались пояса бельбеу и пояс кісе белбеу. На последнем присутствовали всевозможные подвески для ножей, огнива, пуль, пороха и других предметов, которые также покрывались узорными пластинками.

 

Таков в целом основной ассортимент изделий казахских зергеров. Ювелирное искусство казахов и сейчас демонстрирует огромный потенциал, а творчество современных казахстанских мастеров наглядно показывает живучесть древних традиций, которые проявляются в композиции, орнаментальном строе, техниках и технологиях. Разумеется, время не стоит на месте и привносит технологические новшества в производственный процесс изготовления изделий из металла, но все же многие именитые мастера отдают предпочтение сохранению, обогащению и дальнейшему развитию традиции.

Казахских ювелиров называют зергерами, от персидского «зер-зар» – золото. По традиции мастера, работающего с золотом, называют алтын согушы, а с серебром – куміс согушы. В казахской культуре предпочтение отдается серебряным украшениям, где серебро осмысливалось в качестве сакрального, небесного металла.

Болат Атраубаев – член Союза художников Казахстана, лауреат Премии Фонда Первого Президента Республики Казахстан, известный ювелир и коллекционер, участник многих республиканских и международных выставок. Его работы отличает массивность и, одновременно изысканность.

Подробнее об авторе и его работы
Оригинально, неповторимо и все же традиционно творчество туркестанского мастера – Калмырзы Тасова. Мастер неоднократный победитель республиканского конкурса ремесленников «Шебер», член Союза ремесленников РК, его творчество отмечено многими грамотами,
дипломами. Калмырза Тасов широко практикует один из древнейших способов изготовления ювелирных украшений – литье, создаваемое с
использованием традиционного выдувного аппарата — «көрік».
Подробнее об авторе и его работы
Сериккали Кокенов – мастер-универсал, работает практически со всеми художественными материалами: металлом, деревом и кожей. Он
двукратный обладатель международного знака качества ЮНЕСКО, четырежды победитель казахстанского конкурса ремесленников «Шебер» и обладатель почетного звания «ХАС ШЕБЕР».
Подробнее об авторе и его работы
Сержан Баширов – член Союза художников РК, один из знаменитых казахстанских зергеров современности, который разработал собственный
авторский стиль – этноавангард. Многие композиции мастера связаны с тенгрианством и делают его творческий стиль особым и неподражаемым.
           
Подробнее об авторе и его работы
Амангельды Мукажанов — член Союза художников и Союза дизайнеров РК, участник многих республиканских и международных выставочных
проектов. Он неоднократный победитель конкурса «Знак качества» ЮНЕСКО, а также трижды победитель казахстанского конкурса ремесленников «Шебер». Работы мастера узнаваемы, соединяя традиционные технологии казахского ювелирного искусства и современные
конструктивные принципы формообразования, они поражают многогранностью и глубокими
смыслами.
Подробнее об авторе и его работы
Среди ультрасовременных интерпретаций на тему древних образов выделятся творчество карагадинского мастера – Ильи Казакова. Его работы не раз отмечались Знаком качества ЮНЕСКО, он неоднократный победитель конкурса ремесленников «Шебер». В творчестве И. Казакова нашли отражение пейзажные мотивы и тематические картины, которые он буквально «творит» на металле. Тому пример браслет «Джайляу» и серьги из коллекции «Семья».
Подробнее об авторе и его работы
.