Чий — искусство плетения циновок

Чий — искусство плетения циновок

Плетение из растения ши — циновок относится к древнейшим ремеслам казахов, которое и сегодня популярно у современных мастеров. Прямое назначение этой циновки – утепление стен юрты, она препятствовала проникновению сырости, пыли, сора, различных пауков, змей и т.д. Сам материал этих изделий – ши, степной тростник.

 

Для изготовления циновки требуется довольно простой станок, на котором составные части циновки, а именно стебли ши скрепляют путем перебрасывания через них скрученных шерстяных нитей, клубки которых наматывают на камни небольшого размера для утяжеления по типу грузила. Этот станок представляет собой простейшее устройство: в землю вкапывают два вертикально стоящих бревна, соединенных в верхней части балкой, на которую накидывают от 5 до 10 нитей с грузилом.
 
Существует два типа циновок — ақ ши и ораулы (орама) ши.  Ақ ши бывает нескольких видов, на которые делится по своему назначению: өре ши (простое плетение чиевых стеблей, циновка, используемая для сушки молочных продуктов — құрт и iрiмшiк), шабақ ши (большая циновка, используемая при изготовлении кошм) и шым ши (простая безузорная циновка). 
 
У казахов Монголии до сих пор бытует поговорка: «Ши ораулы болмаса, үйдiң сәнi келмейдi. Қызыл, жасыл кимесе, қыздың сәнi келмейдi», что означает «Дом некрасив, если циновка сделана без узора, а девушка не нарядна, если не носит одежды красного и зеленого цветов».
 
Традиционные изделия из ши выполнялись в ярких цветах, преимущественно геометрическим орнаментом. Накручивая на тростинки растения ши шерсть и, набирая таким образом из многоцветных элементов разнообразные орнаментальные композиции, мастерицы создавали уникальные декоративные циновки.  Трудоемка и сама технологии подготовки материала, сначала его сушат и очищают, а только затем плетут из него циновки. Наиболее сложная часть работы по изготовлению циновки заключается в создании узора, где главенствующую роль играет орнаментальная композиция, которая строится из симметрично построенных узоров. 
 
Во время изготовления циновки шым ши очищенные и подровненные стебли плотно укладывали на ровной поверхности, после чего мастерица накалывала рисунок толстой иглой или шилом, иногда применяя для этого раскаленный стержень. Иногда мастерицы в нужном месте контура рисунка завязывали узлы, делая своеобразные отметки для ориентира при создании узора, когда женщина обматывала стебли приготовленной шерстью. Шерсть при этом мастерица держала в левой руке, а правой в это время вращала стебель, чтобы пряжа ровно и плотно ложилась на стебель. По мере присоединения стеблей друг к другу складывался узор шым ши.
 
В зависимости от сложности узора и размера циновки шым ши мастерицы на их изготовление затрачивали от нескольких часов до нескольких дней. Нужно учитывать, что в прежние времена все узоры женщины держали в памяти.
 
В ряде отдельных регионов Казахстана женщины еще продолжают заниматься изготовлением узорных циновок. Но, их уже единицы. Среди народных мастериц особо выделяется деятельность Айгуль Разаковой, которая является руководителем и идейным вдохновителем ОО «Айналайын» (Жамбылская область). В своем селе мастерица открыла летний лагерь, где она обучает детей и взрослых различным женским ремеслам от изготовления шым ши до кұрақ. 
 
Искусствовед и художница Наталья Баженова отмечает, что к сожалению, с каждым годом традиционные узорные циновки шым ши, как и многие другие виды народного прикладного искусства Казахстана, все больше становятся лишь музейным достоянием. 
 
Однако, по мнению специалиста существуют и положительные тенденции — традиции казахского народного прикладного искусства значительно повлияли на творчество современных мастеров. В технике шым ши работает и сама Наталья Баженова. 

 

Среди народных мастериц шым ши владеет мастер прикладного искусства из аула Жиделиарык Шиелийского района Злиха Календерова. Она ведет кружок прикладного искусства в местной школе, однако к мастерице приходят не только дети, но и взрослые. Сама мастерица в этой технике исполняет портреты, пейзажи и другие сюжеты. 

 

Возрождением искусства плетения чия занимается и астанинская художница – Алия Канибекова. Она – член Союза художников Казахстана, занимается созданием художественных произведений в технике ши, гобелен, валяние войлока и др. Обучает детей и проводит мастер-классы для взрослых.
 
В Семее проживает уникальная мастерица — Аклия Садуакасова, которая не только плетет чий по традиционной технологии, но и владеет искусством изготовления черного мыла из лебеды. 
 
Техника чия привлекает внимание и известных художников Казахстана. К примеру, основные произведения именитой художницы Райкуль Ахметжановой выполнены в казахской традиционной художественной технике плетения из ши. Эта художница, используя вместе со стеблями ши дерево, войлок или керамику, совмещает в своем искусстве как старинные приемы, так и создает новые композиционные элементы, которые придают изделиям объемные пространственные формы.

 

Другая художница, которая черпает вдохновение в традиционных материалах и техниках – Куляш Акашева. Ее стилизованные композиции «Лето» и «Жар-птица» выполнены на основе технологии чиевых циновок. Практически всю свою жизнь художник посвятила сохранение, изучение и возрождению казахских ремесел. В 90-е годы она создала производственный комбинат «Терме», который на профессиональной основе создавал традиционные костюмы. 
 
Чий перманентно привлекает внимание именитой в Казахстане и далеко за его пределами чету казахстанских мастеров Алибая и Сауле Бапановых. Творческий дуэт мастеров смог создать целое направление в современном искусстве, представляющее собой синтез авангарда и фольклора. По-особому к чию относится и известный художник декоративного искусства Раушан Базарбаева. В ее работах он появляется на систематической основе, подчеркивая лиричность образов ее произведений. 
 
Еще одна мастер в области декоративно-прикладного искусства и художественного ткачества Алия Канибекова занимается изготовлением батика, войлока, циновок шым ши, росписью ткани, изделиями из кожи, обучая более 25 лет своему мастерству детей и молодежь. К этой технике обращаются и молодые мастера, например, Меруерт Найманова, которая создает оригинальные композиции на фольклорные сюжеты. 
 
Таким образом, традиционная техника шым ши продолжает жить в творчестве современных мастеров, но уже в новом формате. Однако, саму традиционную технику необходимо бережно сохранять и передавать новым поколениям мастеров. 

Специалисты считают, что эта техника сохранила много архаических приемов. Плетением циновок исторически занимались кочевые и полуоседлые народы, населявшие территорию Центральной Азии. Их вязали для хозяйственных и бытовых нужд, а метод изготовления не претерпел значительных изменений до сегодняшнего дня. 

Злиха Календер – мастер прикладного искусства, владеет техникой плетения шым ши. Выставляла свои работы на международной специализированной выставке «ЭКСПО-2017».

Подробнее об авторе и его работы

Ляззат Аденова — известная мастерица, квалифицирующаяся на искусстве обработки чия в традиционном и современном форматах, а также художественного текстиля в целом. Участница областных и республиканских выставок, член Союза дизайнеров РК.

Подробнее об авторе и его работы
.