Казахское ворсовое и безворсовое ковроткачество

Казахское ворсовое и безворсовое ковроткачество

Казахское ковроткачество – традиционный вид женских ремесел, которое подразделяется на два основных вида: ворсовое и безворсовое. С процессом ковроткачества связан целый пласт обрядов, ритуалов и народных представлений. Значимость ковров в казахской культуре подчеркивается их функциями, выделенными исследователем К.Б. Касеновой: практическая, эстетическая, праздничная, торжественная, сословная, национальная и региональная принадлежность, религиозная, обрядовая, магическая, символическая, мировоззренческая.

 

Вплоть до середины ХХ в. – одним из главных центров традиционного казахского ворсового ковроткачества была Кызылординская область. Ее историческое название — Сырдарьинский регион (традиционное название бассейна реки Сырдарья — Сыр өнірі). С этим топонимом связано общее народное название ворсовых ковров этого региона – Сыр кілемі (присырдарьинский ковер). Исследователи сообщают о бытовании в прошлом такого вида ворсового ковра как қоңыраткілем (ковер, сотканный родом қонырат на Сырдарье). Казахский род қонырат традиционно расселен по среднему течению Сырдарьи (Кызылординаская и Туркестанская области). 
 
Сегодня кызылординское население в отношении ворсовых ковров больше употребляет общенациональные названия — қалы кілем (дорогой ковер) или түкті кілем (ковер с ворсом). Оба этих вида ковра имеют высокий ворс. В настоящее время ковры ткутся из готовых заводских нитей, не практикуется подготовка сырья для ткачества (изготовление и крашение шерстяной пряжи, а также использование натуральных красок для окрашивания пряжи), что в целом является серьезной угрозой для жизнеспособности аутентичного ковроткачества. В целом, на сегодняшний день в области насчитывается лишь несколько мастериц ворсового и безворсового ковроткачества (чаще всего практикуется смешанная техника), которые ковровые изделия исключительно в рамках индивидуальных заказов. Ткачество ворсовых ковров, как и в старину трудоемкий процесс, в котором принимает участие целая группа родственниц и соседок, участвующих в коллективной творческой работе на протяжении 2-3 месяцев.
 
Среди известных мастериц Южного Казахстана Роза Алибатырова, Мариям Альжанова, Карлыгаш Ильясова, Айман Абильдаева, Майя Калжанова, Бибижар Симова, Жупар Бейсенова, Акшагуль Карымсакова и другие. 

 

В городе Шымкент активно функционирует художественная галерея семьи Бейсбековых «Алтын Орда», в которой все члены семьи занимаются различными видами ремесел. Мужчины заняты обработкой дерева, кожи, металла. Женщины занимаются ткачеством, шитьем и вышивкой. 

 

В Алматы проживает еще одна уникальная мастерица – Роза Уйсинбаева, член Союза дизайнеров РК. Она квалифицируется на изготовлении безворсовых ковров – тақыр кілем. Родом мастерица из Кызылорды, а ее яркие изделия привлекают своим ярким и насыщенным колоритом. 

 

Вплоть до середины ХХ в. – Западный Казахстан был одним из центров традиционного казахского ворсового ковроткачества. В основном оно сосредоточено в Мангыстауской и Атырауской областях. Ворсовые ковры Мангыстауского региона, называемые Маңғыстау кілемдері (мангыстауские ковры) имеют отличия от аналогичных изделий Южного Казахстана. На иконографию мангыстауских ковров оказали большое влияние древние туркменские традиции ковроткачества. 

Одной из отличительных особенностей ковров данного региона является низкий ворс, отсюда и название масаты кілем. Характеризуя особенности ковров этого региона Ш.Ж. Тохтабаева, отмечает плотность плетения, низкий ворс, мелкий частый узор и сочный колорит бордового, красного и коричневого цветов. Обычно фон и орнамент выполнялись в близких и гармоничных цветах. Среди современных мастериц данного региона — Медина Избасарова, Кумис Косбай, Дамели Муканова и другие. 

 

Среди мастериц Восточного Казахстана особо выделяются Гульнар Кожамжарова, Кайныш Манкей, Алия Кусанова и другие. 

 

Казахский ковер – это уникальное культурное явление детальное изучение, которого еще предстоит сделать. Но, сейчас уже очевидно, что этот элемент нематерильного культурного наследия требует срочной охраны и разработки продуктивных мер его поддержки, защиты и охраны, включая создание школы традиционного ткачества в регионах, которые исторически его практиковали. 

 

Традиционными центрами ворсового ковроткачества преимущественно являются Южный и Западный Казахстан, хотя в исторических источниках встречаются сведения и о бытовании традиции изготовления ковровых изделий в Северном и Восточном Казахстане. Однако, нужно отметить, что в Восточном Казахстане отмечается исключительно изготовление небольших ворсовых изделий. В Южном Казахстане – это Кызылординская, Туркестанская и Жамбылская области. В Западном Казахстане – это, прежде всего регион Мангыстау (Мангыстауская область), граничащий с Туркменистаном – родиной классического ворсового ковроткачества. Ворсовое ткачество было также характерно для населения Атырауской области Западного Казахстана. Безворсовое ковроткачество было распространено практически по всему Казахстану. Но чаще всего практикуется смешанная техника.

Роза Алибатырова – известная мастерица казахского ворсового ковроткачества. Владеет всеми видами традиционного текстиля, имеет учеников. Обладатель Знака качества ЮНЕСКО. Член Союза ремесленников Республики Казахстан. Активный участник всех мероприятий в области традиционных ремесел. Ее работы хранятся в музеях страны и зарубежом.

Подробнее об авторе и его работы

Мариям Альжанова – известная мастерица работает в области традиционного текстиля, владеет техникой ворсового и безворсового ковроткачества, изготовлением изделий из войлока и вышивкой. 

Член Союза ремесленников Республики Казахстан.

Подробнее об авторе и его работы

Карлыгаш Ильясова – известная мастерица работает в области традиционного текстиля, владеет техникой ворсового и безворсового ковроткачества, изготовлением изделий из войлока и вышивкой. Занимается лоскутным шитьем. Член Союза ремесленников Республики Казахстан.

 

Подробнее об авторе и его работы

Бибижар Симова – известная мастерица казахского ворсового ковроткачества. Владеет всеми видами традиционного текстиля. Имеет учеников. Обладатель звания «Хас шебер» (мастер высшей категории). Член Союза ремесленников Республики Казахстан. Ее работы хранятся в музеях страны и зарубежом.

Подробнее об авторе и его работы

Мадина Ахметова – известная мастерица декоративно-прикладного искусства. Квалифицируется в области художественного текстиля. Занимается ковроткачеством (ворсового и безворсвого ткачества). Победительница конкурса Born Nomad в номинации «Традиция». Представитель семейной династии мастеров Бейсбековых.

Подробнее об авторе и его работы
.