Вплоть до середины ХХ в. – одним из главных центров традиционного казахского ворсового ковроткачества была Кызылординская область. Ее историческое название — Сырдарьинский регион (традиционное название бассейна реки Сырдарья — Сыр өнірі). С этим топонимом связано общее народное название ворсовых ковров этого региона – Сыр кілемі (присырдарьинский ковер). Исследователи сообщают о бытовании в прошлом такого вида ворсового ковра как қоңыраткілем (ковер, сотканный родом қонырат на Сырдарье). Казахский род қонырат традиционно расселен по среднему течению Сырдарьи (Кызылординаская и Туркестанская области).
Сегодня кызылординское население в отношении ворсовых ковров больше употребляет общенациональные названия — қалы кілем (дорогой ковер) или түкті кілем (ковер с ворсом). Оба этих вида ковра имеют высокий ворс. В настоящее время ковры ткутся из готовых заводских нитей, не практикуется подготовка сырья для ткачества (изготовление и крашение шерстяной пряжи, а также использование натуральных красок для окрашивания пряжи), что в целом является серьезной угрозой для жизнеспособности аутентичного ковроткачества. В целом, на сегодняшний день в области насчитывается лишь несколько мастериц ворсового и безворсового ковроткачества (чаще всего практикуется смешанная техника), которые ковровые изделия исключительно в рамках индивидуальных заказов. Ткачество ворсовых ковров, как и в старину трудоемкий процесс, в котором принимает участие целая группа родственниц и соседок, участвующих в коллективной творческой работе на протяжении 2-3 месяцев.
Среди известных мастериц Южного Казахстана Роза Алибатырова, Мариям Альжанова, Карлыгаш Ильясова, Айман Абильдаева, Майя Калжанова, Бибижар Симова, Жупар Бейсенова, Акшагуль Карымсакова и другие.
В городе Шымкент активно функционирует художественная галерея семьи Бейсбековых «Алтын Орда», в которой все члены семьи занимаются различными видами ремесел. Мужчины заняты обработкой дерева, кожи, металла. Женщины занимаются ткачеством, шитьем и вышивкой.
В Алматы проживает еще одна уникальная мастерица – Роза Уйсинбаева, член Союза дизайнеров РК. Она квалифицируется на изготовлении безворсовых ковров – тақыр кілем. Родом мастерица из Кызылорды, а ее яркие изделия привлекают своим ярким и насыщенным колоритом.
Вплоть до середины ХХ в. – Западный Казахстан был одним из центров традиционного казахского ворсового ковроткачества. В основном оно сосредоточено в Мангыстауской и Атырауской областях. Ворсовые ковры Мангыстауского региона, называемые Маңғыстау кілемдері (мангыстауские ковры) имеют отличия от аналогичных изделий Южного Казахстана. На иконографию мангыстауских ковров оказали большое влияние древние туркменские традиции ковроткачества.
Одной из отличительных особенностей ковров данного региона является низкий ворс, отсюда и название масаты кілем. Характеризуя особенности ковров этого региона Ш.Ж. Тохтабаева, отмечает плотность плетения, низкий ворс, мелкий частый узор и сочный колорит бордового, красного и коричневого цветов. Обычно фон и орнамент выполнялись в близких и гармоничных цветах. Среди современных мастериц данного региона — Медина Избасарова, Кумис Косбай, Дамели Муканова и другие.
Среди мастериц Восточного Казахстана особо выделяются Гульнар Кожамжарова, Кайныш Манкей, Алия Кусанова и другие.
Казахский ковер – это уникальное культурное явление детальное изучение, которого еще предстоит сделать. Но, сейчас уже очевидно, что этот элемент нематерильного культурного наследия требует срочной охраны и разработки продуктивных мер его поддержки, защиты и охраны, включая создание школы традиционного ткачества в регионах, которые исторически его практиковали.