Кузнечное дело

Кузнечное дело

Кузнечное ремесло Казахстана – древнейшее из производств, которое обеспечивало население предметами хозяйственного и бытового назначения. Мастеров-кузнецов казахи по традиции называют дархан-ұста.

В старину кузнецы пользовались большим уважением и почетом. Научные поиски исследователей феномена кузнечного ремесла и роли кузнеца в тюркской культуре, произведенные за последние годы позволяет говорить о его высоком семантическом статусе, представлении его как шамана (баксы) и, даже демиурга. 

 

Казахский дархан-ұста участвовал во многих обрядах и ритуалах. Особенно рельефна его роль в родильной обрядности и ритуалах инициации. При этом, кузница входила в число объектов особого почитания, что сохранилось в быту жителей Южного Казахстана до сегодняшнего дня. Полевые исследования членов исследовательской группы проекта МНВО РК АР09259862 «Исследование традиционных ремёсел современного Казахстана: состояние и поиск путей сохранения», проведенные в Кызылординской области, позволяют говорить о сохранении этого феномена. В народе до сих пор считают, что кузнец и ювелир получают свой дар от Всевышнего. Своим пиром-покровителем казахские дархан-ұста считали мифологического и фольклорного персонажа — пророка Давида (Дәуіт). 

 

Если обратимся к продукции казахских кузнецов, то даже она выполняла значимые функции. В традиционной культуре оружие выполняло разносторонние функции: социальные, ритуально-обрядовые, магические и другие. Как известно, из самых разных источников оружие являлось элементом идентификации по родовому, социальному признаку и, конечно же знаком власти. Люди, получившие право носить оружие, пользовались особыми привилегиями в обществе. 

Казахи различают пять основных видов воинского оружия: метательное, режущее, рубящее, колющее и ударное оружие. Образно этот комплекс оружия называют «бес қару».

В старину из стали кузнецы ковали кривые сабли — кылыш, мечи — селебе, палаши — семсер. Популярностью пользовались кинжалы — канжар, длинные ножи с изогнутым клинком — жеке ауыз, длинные узкие ножи — бунда пышак. Наиболее распространенным орудием были лук — садак и стрелы, а копья — найза имели стальной наконечник. 

Из стали изготавлялись уникальные кривые сабли, которые в казахском народном эпосе именуются алмас қылыш. Их рукоятки и эфес декорировались драгоценными камнями. Эфесы покрывали рельефом, например, с изображением орлиной головы. Ножны для них изготовлялись из черной или красной кожи с тиснением, а также покрывались серебряными или бронзовыми бляшками. 

Также, в традиционный комплекс вооружения казахов входили: кожаные и металлические доспехи, стальные шлемы с сеткой и козырьком, деревянные и кожаные щиты, обшитые железными пластинами. Все это продукция кузнецов и оружейников. Оружие лучших мастеров высоко ценилось.

Среди современных мастеров-кузнецов (практически единственных) выделяется творчество братьев Кулменовых, которые проживают в Алматы. Мастера занимаются изготовлением всех видов традиционного тюркского оружия. Это боевые топоры-айбалта, копья-найза, барабаны, булавы и кистени с наконечниками из сыромятной кожи дойыр и из железа сақетер, деревянные боевые колотушки шоқпар, щиты, шлемы, железные нарукавники и многое другое. Основными заказчиками их продукции являются историко-краеведческие музеи, коллекционеры, фольклорные ансамбли и зарубежные гости. Но, надо констатировать, что к сожалению, мастеров по изготовлению традиционного казахского оружия в Казахстане остались единицы. 

Считаем, что этот важный элемент нематериального культурного наследия нуждается в срочной охране и особом внимании со стороны государства и общественности. 

Ассортимент их изделий состоял из оружия, включая ножи и копья, чеканы, удила для лошадей, инструменты и т.д. Этнографические источники изобилуют сведениями о широком распространении этого вида ремесла на всей территории Казахстана с древнейших времен. Но, к сожалению, изготовление бытовых и предметов хозяйственного назначения кузнецами уже в ХХ веке свелось к нулю, вытесненное продукцией промышленного производства. Это буквальном смысле слова привело практически к исчезновению данного ремесла.

Даулет Шокпарулы – известный в Казахстане и за рубежом потомственный мастер-универсал. Владеет практически всеми видами казахского ремесла, в его мастерской изготавливают седла, традиционные кожаные сосуды и многое другое. Особым увлечением мастера является изготовление воинского оружия, предметов быта и женских украшений.

Подробнее об авторе и его работы
.