Художественная обработка войлока (войлоковаляние)

Художественная обработка войлока (войлоковаляние)

Технология изготовления войлока и его использование в быту для казахов – ярко выраженный национальный бренд, уходящий корнями в эпоху бронзы. Войлок практически являлся основным «материалом», используемым в юрте. Его практические свойства: легкий, мягкий, дышащий и при том влагостойкий, и теплоизоляционный, а также изобилие сырья предопределило повсеместное использование.

 

По признанию некоторых мастериц валяние войлока и, даже изготовление ковров в традиционной среде рассматривалось как обычное дело, которым обязана владеть каждая женщина. До появление фабричных красок, для окрашивания шерсти мастерицы использовали исключительно натуральные красители, которые добывались из различных растений. 

 

Сам процесс изготовления войлока представлял собой длительный и трудоёмкий процесс, который сопровождался магический обрядностью. Согласно традиции, изготовление войлока начиналось с произнесения благопожелания бата самой старшей участницей, который произносили во время чаепития перед началом работы по изготовлению войлока, для чего собиралась команда из соседок и подруг хозяйки. Присутствие мужчин или их участие в изготовлении войлока считалось нежелательным. По сведениям некоторых мастериц, раньше у казашек бытовала специальная обрядовая песня – текемет басу

 

В случае изготовления войлока небольшого размера, пластины катали руками, сидя на земле. Среднего размера войлочное изделие катали обычно несколько женщин, которые, сидя в ряд, или делали синхронные движения ногами. Войлок большого размера обвязывали веревками и привязывали к лошади, чтобы она волочила за собой изделие. 

 

К сожалению, сейчас традиционными технологиями изготовления войлочных изделий владеют единицы мастериц. 

 

Среди них: Кулян Жангутты, Ауэс Сагынаева, Аккумис Коспаева, Тамара Капкызы, Камаш Толеубаева, Калекеш Жусипова, Жансара Болегенова и многие другие. 

 

На данный момент в Центральной Азии и Казахстане войлок является одним из самых востребованных художественных материалов с практически безграничными возможностями. Из него создают самые разнообразные изделия в современном формате: панно, одежду, обувь, игрушки, сувениры и различные аксессуары и украшения. Но, все же в фокусе настоящего исследования именно традиционные технологии, которые необходимо бережно сохранять, популяризировать и передавать молодым. 

 

В 2022 году город Тараз заслуженно удостоился чести стать одним из первых городов Казахстана, включенных во Всемирный список городов-ремесленников. В городе официально зарегистрировано 78 ремесленников, из которых большая часть занимается изготовлением войлочных изделий.

 

Творческие возможности войлока привлекают и мастеров-мужчин. Примером может служить деятельность этнодизайнера и художника Куаныша Уркинбаева. Художник основал собственную мастерскую — «Тekemet-ART». Сегодня мастерская производит широкий ассортимент войлочных изделий, которая неизменно получает награды и сертификаты, подтверждающие высокое качество и неповторимость выпускаемой продукции.

 

Безграничный потенциал войлока продемонстрировал, буквально недавно прошедший международный фестиваль «Kиiз.Felt.Keçe.Войлок». Фестиваль организован Союзом ремесленников Казахстана. Это масштабное мероприятие собрало всех профессионалов, исследователей и широкую общественность. В рамках фестиваля проведена выставка работ из войлока под поэтическим названием «Искусство киіз басу», центром которой стала инсталляция «Времена года» одной из лучших в мире художниц по войлоку Дженис Арнольд из США. 

Не концентрируясь на всех видах войлока отметим, что среди традиционных войлочных изделий выделяются текемет и сырмақ. У этих двух типов ковров, разная технология изготовления. В одном случае, если узор/рисунок вваливается в первооснову, а во втором – сшиваются между собой, где линия стыка обшивается жгутом яркого цвета. Как правило, узоры текеметов крупномасштабные, а в сырмаке они четкие и графичные. В композиции этих ковров существуют традиционные схемы построения орнаментальных мотивов. 

Кулян Жангутты – известная мастерица в области войлоковаляния. Владеет традиционными и современными методиками создания изделий из войлока. Член Союза ремесленников РК, активный участник республиканских и международных выставок. Имеет учеников, а ее творчество пользуется огромной популярностью.

Подробнее об авторе и его работы

Тамара Капкызы – известная мастерица, которая владеет практически всеми видами традиционных женских ремесел. Неоднократная победительница конкурса ремесленников «Шебер», почетный член Союза ремесленников РК. Ее изделия отмечены Знаком качества ЮНЕСКО.

Подробнее об авторе и его работы

Ауэс Сагынаева – известная в стране мастерица, владеет традиционными технологиями изготовления изделий из войлока и ткачеством. Активный участник всевозможных выставок, конкурсов и культурных мероприятий. Имеет множество учениц и щедро делится свои опытом.

Подробнее об авторе и его работы

Жансара Болегенова – потомственный мастер традиционного текстиля, своей главное задачей видит деятельность по сохранению традиционных техник и передаче их будущему поколению. Мастерица активно участвует в международных и республиканских конкурсах.

Подробнее об авторе и его работы

Айжан Беккулова – известная мастерица по войлоку и этнодизайнер, председатель Союза ремесленников РК. Член Национального комитета по охране нематериального культурного наследия при Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО. Ее коллекции отличаются изысканным вкусом и глубоким философским содержанием. Однако, мастерица владеет традиционными технологиями художественной обработки текстиля и экспертными знаниями в области культурного наследия в целом.

Подробнее об авторе и его работы

Акшагуль Карымсакова – одна из уникальных мастериц Казахстана, которая является победителем в номинации «Национальный культурный бренд» республиканского конкурса «Шебер» за свое уникальный ковер «Адай рухының текеметі». 

Подробнее об авторе и его работы
.